Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/007-glava-sifat-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
7. Глава о порядке совершения намаза
Важный хадис в главе: хадис Абу Хурейры («хадис о том, кто плохо совершил намаз») марфу’ан: «Когда ты встаешь на намаз, то соверши омовение должным образом, затем направься к кибле и произнеси такбир. Затем читай то, что облегчено тебе из Корана, затем соверши поясной поклон так, чтобы ты достиг спокойствия в нем. Затем поднимись с него, пока не выпрямишься стоя. Затем соверши земной поклон так, чтобы ты достиг спокойствия в нем, затем поднимись с него и сиди так, чтобы ты достиг спокойствия, а затем соверши земной поклон так, чтобы ты достиг в нем спокойствия. И делай так во всем остальном твоем намазе». (Семеро).
А у Ибн Маджи пришло: «Затем поднимись с него и встань так, чтобы ты достиг спокойствия».
Примечание: хадис Рифа’а ибн Рафи’а марфу’ан: «Поистине, намаз одного из вас не будет полноценным, пока он не совершит омовение должным образом так, как повелел Аллах, затем произнесет такбир, а затем будет в не восхвалять и прославлять Аллаха». (ан-Насаи и Абу Дауд) – достоверный, но в нем добавка: «И если у тебя есть что-то из Корана, то читай это, а если нет, тогда восхваляй и Аллаха, возвеличивай Его и произноси Ля иляха илляЛлах». (Абу Дауд) – слабая. В ней: Яхья ибн ‘Али ибн Яхья ибн Халляд – неизвестный. Его поддержал Шарик аль-Кады (у ат-Тахауи), но все остальные передали его от Яхьи ибн ‘Али без этой добавки.
И эту добавку используют в довод те, которые разрешают тому, кто пока не выучил «аль-Фатиху», чтобы он произносил этот зикр.
753. Каково постановление о том, чтобы стоять во время обязательного намаза – столп намаза для каждого, кто способен стоять.
Довод – 1. Слова Аллаха:
«И стойте пред Аллахом (в молитвах ваших) смиернно [всецело подчинившись Аллаху]» — [2:238].
2. Хадис ‘Имрана ибн Хусейна марфу’ан: «Совершай намаз стоя, если не можешь стоя, то сидя, если не можешь сидя, то на боку». (аль-Бухари).
754. Что должен делать тот, кто хочет совершить обязательный намаз, но при этом не может стоять – совершает намаз сидя, а если не может сидя, то лежа на боку.
Довод – хадис ‘Имрана ибн Хусейна (см. выше).
Примечание: если человек неспособен стоять, и совершает намаз сидя, то ему записывается полноценная награда из-за похожих хадисов Анаса и ‘Абдуллаха ибн ‘Амра марфу’ан: «Если Аллах испытает Своего раба мусульманина в его теле (болезнью, путешествием), то говорит ангелам: «Записывайте Моему рабу то, что он делал тогда, когда был здоровым и находящимся дома (не в пути). И если Он излечит его, то помоет и очистит его, а если заберет к Себе, то простит и помилует его». (Ахмад и др. – «ас-Сахих уль-Муснад»).
755. Каково постановление о том, чтобы стоять во время добровольного намаза – необязательно.
Довод – хадис ‘Айши: «Бывало так, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз в длинную ночь стоя, а иногда в длинную ночь сидя». (Муслим).
Примечание: награда того, кто совершает намаз сидя, равняется половине награды того, кто совершает его стоя из-за хадиса ‘Имрана ибн Хусейна марфу’ан: «Кто совершает намаз стоя, то это лучше, а кто совершает его сидя, то ему половина награды стоящего, а тот, кто совершает намаз лежа, то ему половина награды сидящего». (Муслим).
Но это не касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из-за хадиса ‘Абдуллаха ибн ‘Амра марфу’ан: «Да, но ведь я не такой, как один из вас». (Муслим).
756. Каково постановление о том, чтобы произносить такбир в начале намаза (такбират уль-ихрам) – столп намаза.
Довод – см. хадис в самом начале главы.
Примечание: хадис ‘Али марфу’ан: «Запрет намаза – такбир, а его разрешение – таслим». (Абу Дауд, ат-Тирмизи и др.) – слабый, но его смысл правильный. В нем: ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн ‘Акыль – слабый. Но это пришло от Ибн Мас‘уда в форме маукуф (его слова), а также на правильный смысл этого хадиса указывает постоянное действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
757. Из каких слов состоит фраза такбира – «Аллаху акбар». Потому что все хадисы с упоминанием такбира пришли именно с этой фразой.
758. Если человек произнес фразу такбира наоборот – этот такбир недействителен.
Довод – хадис ‘Айши: «Кто внесет в наше дело то, что не из него, то это будет отвергнуто». (Согласованный).
759. Если человек неправильно произносит фразу такбира, изменяя при этом его смысл – такбир недействителен. Пример: «Аллаху акбааар» (أكبار). «Акбаар» в арабском языке – это множественное число слова «барабан».
760. Если человек произнес такбир не по-арабски – такой такбир недействителен, кроме как если человек неспособен выучить фразу такбира по-арабски.
Довод – хадис ‘Айши: «Кто внесет в наше дело то, что не из него, то это будет отвергнуто». (Согласованный). А если он никак не может выучить по-арабски, тогда довод см. в вопросе 401. Однако это очень сложно найти на практике, даже наверно невозможно.
761. Если человек не способен произнести такбир, как, например немой – произносит его сердцем и не двигает губами и языком (см. вопрос 401). Не двигает губами и языком, потому что нет никакой пользы от этого.
762. О необходимости произносить такбират уль-ихрам стоя – столп намаза, и также действителен такбир произнесенный в немного наклоненном состоянии, если этот наклон не доходит до уровня поясного поклона. Произношение такбират уль-ихрам стоя является столпом так же, как и стояние в намазе (см. вопрос 753).
763. Когда произносит такбират уль-ихрам тот, кто совершает намаз за имамом – после имама, если же произнес такбир прямо вместе с имамом, то это не разрешено, однако такбир действителен.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Имам сделан только для того, чтобы за ним следовали, поэтому когда он произнесет такбир, то и вы произносите такбир». (Согласованный). (см. вопрос 1024).
764. О необходимости произносить такбир звуком – обязательно, но не ставится обязательным условием то, чтобы человек услышал сам себя. Потому что обязательным в такбире является произнесение букв. А это должно приводить к появлению звука, даже самого небольшого. И нет довода на то, что человек при этом обязан как минимум услышать самого себя.
765. Произнесение такбира вслух или шепотом имаму, тому, кто совершает намаз один, или за имамом – имам обязан произнести такбир вслух так, чтобы его услышал хотя бы один из тех, кто позади него, и если он этого не сделает, то получает грех, но намаз его действителен. Что касается того, кто за имамом, и того, кто совершает намаз в одиночестве, то они произносят такбир шепотом про себя.
Обязательно для имама, потому что посредством этого достигается цель от коллективного намаза. Но даже если он не произнесет его так, чтобы услышали другие, то намаз действителен, потому что подобное его произношение — это уаджиб для намаза, а не уаджиб в намазе так же, как коллектив (джама’ат), сутра, азан и т.д. (см. примечание в вопросе 505). А тому, кто сзади имама, или тому, кто совершает намаз в одинчестве, нет нужды в том, чтобы произносить его громко вслух.
766. Донесение такбира до людей, если они не слышат имама – мнение о том, что это обязательно недалеко от Истины.
Довод – хадис Джабира: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал с нами намаз, а Абу Бакр был сзади него, и когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил такбир, то Абу Бакр произносил такбир для того, чтобы мы услышали». (Муслим).
Этот же хадис пришел со слов ‘Айши (Согласованный).
Примечание: слова в хадисе: «для того, чтобы мы услышали» указывают на причину этого действия. Поэтому если это делается без нужды, тогда это – нововведение из-за хадиса ‘Айши: «Кто внесет в наше дело то, что не из него, то это будет отвергнуто». (Согласованный).
767. Если человек встал в ряд, когда имам в поясном поклоне, можно ли ограничиться лишь такбират уль-ихрам – да, но желательно сделать два такбира.
При условии — если взял намерение на такбират уль-ихрам. И такбират уль-ихрам достаточен из-за того, что столп (рукн) и обязательное действие (уаджиб) намаза собрались в одном месте, в одно время, в то время как их фразы одинаковы. Поэтому столп намаза поглащает и включает в себя также и уаджиб намаза.
Примечание: установлено достоверно от Зейда ибн Сабита и Ибн ‘Умара, что они в этой ситуации ограничивались произношением такбират уль-ихрам (Ибн Аби Шейба).
768. Если встал в ряд, когда имам не в поясном поклоне (напр. в земном поклоне) сколько такбиров нужно сделать – один – такбират уль-ихрам, больше такбиров делать не надо. Потому что он не застал время такбират уль-интикаль (такбир для перехода к другому столпу).
Пример времени такбират уль-интикаль: для земного поклона – после выпрямления из поясного поклона и стояния. Для ташаххуда – выпрямление после земного поклона и сидения и т.д.
Примечание: распространенная ошибка среди людей – человек зашел в намаз в то время, когда имам находился в земном поклоне, он делает такбират уль-ихрам, затем ставит правую руку на левую руку, после чего стоит короткое время, а затем делает земной поклон. Если он во время своего короткого стояния читает суру «аль-Фатиха», то это — двойная ошибка. Но ему нужно сделать такбират уль-ихрам и сразу (без такбират уль-интикаль) делать земной поклон.
769. Каково постановление совершения поясного поклона – столп намаза.
Довод – 1. Слова Аллаха:
«О вы, которые уверовали! Кланяйтесь [совершайте поясные поклоны Аллаху], преклоняйтесь ниц [совершайте земные поклоны Аллаху] и служите (только) вашему Господу и творите добро, чтобы вы (этим самым) преуспели!» — [22:77].
И другие аяты. 2. Хадис Абу Хурейры (в самом начале главы) и другие хадисы.
770. Каково постановление о том, чтобы пробыть спокойно некоторое время в поясном поклоне – столп намаза.
Довод на вопросы 770, 772, 774 – 776 – хадис Абу Хурейры (см. в самом начале главы). Ведь в нем этот человек совершал намаз без спокойствия, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Иди и соверши намаз, ведь поистине, ты не совершил намаз».
771. Каково постановление того, чтобы выпрямиться с поясного поклона — столп намаза.
Довод на вопросы 771 и 773 – хадис Абу Хурейры (см. в самом начале главы) и другие хадисы.
772. Постановление о том, чтобы постоять в спокойствии некоторое время после поясного поклона — столп намаза.
773. Каково постановление земного поклона — столп намаза.
774. Каково постановление о том, чтобы пробыть спокойно некоторое время в земном поклоне — столп намаза.
775. Постановление о сидении между двумя земными поклонами и спокойствии при этом сидении — столп намаза.
776. Каково постановление второго земного поклона и спокойствия при этом поклоне — столп намаза.
777. Каково постановление о том, чтобы ставить кисти рук на колени при поясном поклоне – обязательно.
Довод – хадис о том, что Мус’аб ибн Са’д ибн Аби Уаккас сказал: «Однажды я совершал намаз возле отца и соединил две кисти рук, а затем поставил их между двумя бедрами. Тогда мой отец запретил мне это и сказал: «Так мы делали раньше, а затем нам было запрещено это и было приказано ставить руки на колени»». (Согласованный).
Примечание: 1) Это действие, которое было аннулированно называется «татбик» (تطبيق).
2) А если кто-то скажет, что это не является обязательным, ведь в хадисе Абу Хурейры (см. в самом начале главы) не пришел приказ на это, то ответ: приказы намаза не ограничиваются только этим хадисом. К тому же, шариат продолжал ниспосылатся после этого хадиса. Тем более в некоторых достоверных риуаятах этого хадиса пришел приказ ставить руки на колени. К тому же, в этом хадисе не пришел приказ на ташаххуд, но он все равно обязателен из-за других доводов.
В риуаяте хадиса со слов Рифа’и ибн Рафи’а марфу’ан: «А затем, когда ты совершаешь поясной поклон, то установи свои руки на колени, пока каждый твой орган не придет в спокойствие». (Ахмад, Абу Дауд и др.).
778. Каково постановление о том, чтобы направлять кончики пальцев ног в сторону кыйблы в земном поклоне – желательно.
Довод – действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Хадис Абу Хумейда ас-Са’иди: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда делал такбир, поднимал руки на уровне плеч, а когда совершал поясной поклон, ставил руки на колени, а затем выпрямлял свою спину, а когда поднимал голову, выпрямлялся, пока каждый позвонок не возвращался на свое место. А когда совершал земной поклон, ставил руки не растилая их и, не сжимая, а кончики пальцев ног направлял в сторону киблы. А когда садился после второго рака’ата, то садился на левую стопу и устанавливал правую прямо, а когда садился в последнем рака’ате, то продвигал левую ногу вперед, а другую устанавливал прямо, и при этом садился на седалище». (аль-Бухари).
Примечание: пальцы рук также нужно направлять в сторону киблы.
779. Как сидеть при первом и последнем ташаххуде – при первом сидение «ифтираш» (сидение на лежащей левой стопе, при этом правая стопа поставлена вертикально, а польца правой стопы направлены в сторону кыйблы), при последнем – «тауаррук».
Довод – хадис Абу Хумейда (см. вопрос 778) и др. «Ифтираш» — то сидение, которое описано в хадисе после двух рака’атов. «Тауаррук» — то сидение, которое описано в хадисе в последнем рака’ате.
780. Виды сидения при последнем ташаххуде (виды тауаррука) – 1) Сидение на левом седалище, и левая стопа лежит и выдвинута под бедро правой ноги, а правая стопа как при сидении «ифтираш».
2) Так же как первый вид, но правая стопа лежит параллельно левой.
3) Так же как первый вид, но левая стопа между бедром и голенью правой ноги, а не под ней. Относительно третьего вида есть разногласие среди обладателей знания.
Довод на 1 – хадис Абу Хумейда ас-Са’иди (см. вопрос 778).
На 2 – хадис ‘Абдуллаха ибн уз-Зубейра: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продвигал левую ногу вперед, а правую растилал, не устанавливая ее прямо». (Муслим).
На 3 – относительно этого пришел хадис у Муслима, и в нем есть разногласие. Некоторые ученые сказали, что это – ошибка, и правильнее, что в хадисе имеется в виду первый вид тауаррука. И защищали этот вид тауаррука Ибн уль-Кайим и аш-Шаукани.
ИТОГ: безопаснее не делать так, и лучше делать то, в чем нет никаких сомнений, но если кто-то будет делать так, то порицать его не надо из-за того, что он опирается на хадис, который считает достоверным.
781. Как сидит в намазе женщина – так же, как мужчина. Во-первых, то, что узаконено для мужчин, узаконено и для женщин. Во-вторых, имам аль-Бухари в своем сборнике привел это действие в подвешенном состоянии (му’алляк) от таби’инки Умм Дарды (факыха).
782. Постановление дуа аль-истифтах, его виды, какой из них лучше и можно ли читать сразу несколько видов в намазе – чтение ду’а аль-истифтах желательно. Самый достоверный его вид: «Аллахумма ба’ид бейни уа бейна хатаяйя…».
Довод – хадис Абу Хурейры (самый достоверный на эту тему): «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил такбир для намаза, то молчал немного перед тем, как читать, и я спросил его об этом. Тогда он сказал: «Я говорю: «О Аллах! Отдали меня от моих грехов так же, как ты отдалил восток и запад. О Аллах! Очисти меня от моих грехов так же, как белая одежда очищается от загрязнения. О Аллах! Отмой меня от моих грехов водой, льдом и градом»». (Согласованный).
Далее по достоверности «уаджахту уаджхи…».
Довод – хадис ‘Али: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вставал на намаз, то говорил: «Я направил свое лицо к Тому, Который сотворил небеса и землю, будучи единобожником, и я не являюсь одним из многобожников. Поистине, мой намаз, и мое жертвоприношение, и моя жизнь, и моя смерть принадлежат Аллаху – Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Мне было приказано это и я являюсь первым из мусульман. О Аллах! Ты – Владыка, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя. Ты – мой Господь, а я – Твой раб. Я причинил несправедливость самому себе и признаюсь в своих грехах, прости же мне все мои грехи, ведь поистине, никто не прощает грехи, кроме Тебя. Направь меня к благому нраву, ведь поистине, никто не направляет к нему, кроме Тебя. И отведи от меня порочный нрав, ведь поистине, никто не отводит его, кроме Тебя. Вот я перед Тобой и рад служить Тебе. Все благо в Твоих руках, а зло не имеет отношения к Тебе. Я с Тобой и к Тебе, Ты – Благословен и Преславен, я прошу прощения у Тебя, и каюсь перед Тобой»». (Муслим).
В одном намазе читается лишь один из узаконенных видов, но желательно читать разные виды этого ду’а в разных намазах.
Хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Аллах – Велик сильным возвеличиванием, и хвала Аллаху премногая, и слава Аллаху утром и вечером». (Муслим). и др. ду’а (см. «Сыфату ссаля» шейха аль-Альбани).
Примечание: в асаре ‘Умара о том, что он говорил: «Преславен Ты о Аллах и хвала Тебе, и благословенно Твое имя и возвышено Твое величие и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя» (Муслим) есть слабость. Имам Муслим привел этот отрывок по пути из-за определенной истории, а не как довод на это ду’а аль-истифтах. В нем: пропуск между ‘Абдой ибн Аби Лубабой (لُبابة) и ‘Умаром. Ибн Хаджар в «Булуг аль-Марам» упомянул, что это – слова ‘Умара (маукуф). А также ад-Даракутни привел это сообщение со слов ‘Умара (маукуф) с достоверным иснадом. И этот ду’а аль-истифтах известнен в странах СНГ и многие мусульмане, когда начинают учиться намазу, заучивают именно его.
Те виды этого ду’а, которые узаконены в добровольных намазах, узаконены также и в обязательных намазах. Постановление ду’а аль-истифтах – желательность из-за отсутствия приказа на него, а действие пророка указывает лишь на желательность.
783. Каково постановление произношения исти’азы («Я прибегаю к Аллаху от побиваемого камнями шайтана») перед сурой аль-Фатиха – желательно.
Довод – Слова Аллаха:
«И когда же ты (о, верующий) читаешь Коран [что-то из Корана], то обратись за защитой к Аллаху от (зла) сатаны, побиваемого камнями [проклятого]». — [16:98].
Уводит приказ на желательность – то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время пятничных проповедей, хутбат уль-хаджа и др. не произносил исти’азу перед чтением Корана.
784. Какая фраза исти’азы наиболее предпочтительна – «а’узу биЛляхи минаш шайтани рражим мин хамзихи уа нафхихи уа нафсихи».
Довод – хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Я прибегаю к Аллаху [Слышащему, Знающему] от побиваемого камнями шайтана, от его сумашествия (джунун или масс), от его высокомерия и его ложных слов». (Пятеро, и у ан-Насаи и Ибн Маджи нет того, что между скобок). Хороший из-за поддерживающих цепочек, кроме того, что между скобок. В нем: пропуск между аль-Хасаном аль-Басри и пророком как минимум в два человека (му’даль). Об этом сказали Яхья аль-Каттан, Ахмад, Ибн Хузейма, Абу Дауд и др. Но у него есть поддержка (везде без того, что между скобок): 1. Риуаят хадиса Абу Са’ида (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа), в иснаде которого ‘Асым аль – ‘Анази – неизвестный (маджхуль). 2. Хадис Ибн Мас’уда (Ахмад, аль-Бейхакы, Абу Я’ля), у которого есть три иснада, в одном из них передатчик передает от ‘Ата ибн ус-Саиба – запутавшийся (мухталит) после запутывания, во втором иснаде от него передает Хаммад ибн Саляма, который передает от него до запутывания и после запутывания, а в третьем иснаде есть неназванный передатчик (мубхам), то есть шейх из жителей Дамаска. И слово третьего иснада такое же, как в хадисе Абу Са’ида, но вместо упоминания высокомерия пришло упоминание многобожья. И у фразы «многобожия» нет поддержки, поэтому она слабая.
Примечание: исти’аза: «Прибегаю к Аллаху от побиваемого камнями шайтана» в намазе не является установленной от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Об этом упомянул шейх аль-Альбани в «аль-Ируа». Но это установлено достоверно от ‘Умара (Ибн Аби Шейба) и Ибн ‘Умара (у ‘Абдурраззака).
785. Является ли желательным произносить исти’азу в каждом ракаате – да. Потому что это входит в общность Слов Аллаха (см. вопрос 783). Ведь он вновь возвращается к чтению Корана после большой паузы (после поясного и земного поклонов, после ду’а, поминания Аллаха и т.п.).
786. Произносится ли фраза исти’азы шепотом про себя или вслух – шепотом про себя. Потому что основа в зикре (поминание Аллаха) и ду’а (мольба) в намазе – произнесение шепотом, кроме того, на что пришел довод из шариата.
787. О необходимости произносить исти’азу перед чтением, а не после него. Потому что под Словами Аллаха (см. вопрос 783) имеется в виду – когда хочешь читать Коран.
Примечание: асар Абу Хурейры о том, что он считал, что исти’азу нужно произносить после чтения Корана из-за понимания Слов Аллаха (см. вопрос 783) в смысле: «Если ты прочитал Коран, то прибегай…» — недостоверный. В нем: Ибрахим ибн Аби Яхья – лжец (каззаб). И это мнение, то есть о том, что исти’азу нужно произносить после чтения Корана выбрали захириты.
788. Каково постановление о том, чтобы держать спину ровно при поясном поклоне – желательно.
Довод – отсутствие приказа, а действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (см. вопрос 778) указывает лишь на желательность.
Примечание: некоторые ученые фикха говорят, что основа – то, что все действия в намазе обязательны, кроме как если будет то, что уводит его с этой основы. Они говорят, что действия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в намазе являются разъясняющими его приказ: «Совершайте намаз так, как видели, я совершаю его». (хадис Малика ибн уль-Хуэйриса у аль-Бухари). Большинство ученых (джумхур) уводят это правило, используя хадис Абу Хурейры (см. самое начало главы). Они говорят: «Все что не упомянуто в этом хадисе, основа в этом – отсутствие обязательности, кроме как с доводом. Это потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил тому человеку ту форму намаза, которая являлась достаточной для него. Но если пришел отдельный довод на определенное действие (что оно обязательно), которое не упомянуто в этом хадисе, тогда оно обязательно».
789. Что значит запрет сидеть в намазе сидением шайтана – «сидение шайтана» — это то, что называется «аль-ик’а» и оно бывает двух видов: 1) Сидение подобное сидению собаки – сидение на ягодицах, при этом колени подняты наверх, стопы поставлены на землю и руки уперты в землю. 2) Сидение на двух стопах поставленных вертикально (данный вид сидения разрешается между двумя земными поклонами, и запрещается во всем остальном намазе). Оба этих вида запрещены.
Довод на 1 вид – хадис Абу Хурейры: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил сидение, подобно сидению собаки». (Ахмад, аль-Бейхакы и др.). Годится в довод из-за поддерживающих цепочек, которые можно найти в «Сыфат ус-Саля» (основа в трех томах) шейха аль-Альбани.
На 2 вид – хадис Ибн ‘Аббаса, который сказал относительно этого сидения (только между двумя земными поклонами – ан-Науауи в шархе на хадис): «Но нет, это – Сунна Абу аль-Касима». (Муслим).
Примечание: хадис ‘Али марфу’ан: «Али! Не сиди таким сидением между двумя земными поклонами» (ат-Тирмизи) – очень слабый. В нем: аль-Харис аль-А’уар – лжец (каззаб).
Примечание: если человек все-таки сел таким сидением в намазе, то намаз действителен с грехом, потому что контекст с запретом не пришел только относительно намаза, но также распространяется и вне намаза из-за того, что контекст запрета пришел общий и в этом есть уподобление собаке.
790. Каково постановление о том, чтобы класть локти на землю при земном поклоне – запрещено.
Довод – хадис Анаса марфу’ан: «Делайте земной поклон ровно, и пусть никто из вас не расстилает свои локти на землю так, как это делает собака». (Согласованный).
791. Постановление о поднятии рук при такбират уль-ихрам – желательно.
Довод – отсутствие приказа, а действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает лишь на желательность.
Передается со слов Ибн ‘Умара о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки на уровне плеч когда начинал намаз, а также когда произносил такбир для поясного поклона, а также когда поднимал голову из поясного поклона. (Согласованный). Также хадис Абу Хумейда (см. вопрос 778).
А со слов Малика ибн уль-Хуэйриса передается хадис, похожий на хадис Ибн ‘Умара, но в нем пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки до уровня мочек ушей (Муслим).
792. В какой момент нужно поднимать руки — перед, во время или после такбират уль-ихрам – все эти три вида узаконены.
Довод на 1 – хадис Ибн ‘Умара (см. вопрос 791). У аль-Бухари пришел риуаят: «Поднимал руки в то время, когда произносил такбир».
На 2 – хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки так, чтобы они были на уровне плеч, а затем произносил такбир». (Муслим).
На 3 – хадис Малика ибн уль-Хуэйриса: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал такбир, он поднимал руки». (Муслим). Риуаят у Муслима: «Когда пророк собирался совершить намаз, делал такбир, а затем поднимал руки». (Муслим).
793. О поднятии рук перед и после поясного поклона – узаконено.
Довод – хадис Ибн ‘Умара (см. вопрос 791).
Примечание: 1) Хадис аль-Бара Ибн ‘Азиба о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки тогда, когда начинал намаз, а затем больше не делал этого (Абу Дауд) – слабый. В нем: Язид ибн Аби Зияд – слабый. Слабым этот хадис назвали имам Ахмад, аль-Бухари, ад-Дарими и др. Сказал Ибн Хаджар («ат-Талхыс»): «Хафизы единогласны в том, что слова: «а затем больше не делал этого» — введенные в хадис (мудрадж)».
2) Хадис Ибн Мас‘уда о том, что он сказал: «Не совершить ли мне с вами намаз посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Затем совершил с ними намаз, и не поднимал руки, кроме как в первый раз (Абу Дауд, ат-Тирмизи) – внешне иснад достоверный, и его основа у Муслима, но хафизы назвали этот хадис слабым (см. «ат-Талхыс»). Сказал Ибн уль-Мубарак: «У меня этот хадис не является достоверным». Сказал Абу Хатим: «Этот хадис — ошибка». Сказал Абу Дауд: «Он не является достоверным». Сказал ад-Даракутни: «Этот хадис не установлен». Сказал имам Ахмад: «Этот хадис слабый». А также слабым его назвал имам аль-Бухари и другие.
794. Поднятие рук при вставании с первого ташаххуда – узаконено.
Довод – 1. Хадис Ибн ‘Умара о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вставал после двух рака’атов, то поднимал руки (аль-Бухари, ан-Насаи).
Примечание: есть разногласие марфу’ этот хадис или маукуф только относительно того иснада, который по пути Нафи’а, а что касается иснада по пути Салима, то в том, что он марфу’ нет разногласий.
2. Хадис Абу Хумейда: «А когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вставал после двух рака’тов, то произносил такбир и поднимал руки на уровне плеч так же, как произносил такбир в начале намаза». (Абу Дауд). Достоверный.
795. Нужно ли поднимать руки при вставании с земного поклона – узаконено изредка.
Довод – хадис Уаиля ибн Худжхра: «Однажды я совершал намаз с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и когда он произносил такбир, то поднимал руки. Затем он закутался в свою одежду, и поставил свою правую руку на левую руку под одеждой, и когда хотел совершить поясной поклон, то вытаскивал руки и поднимал их, а когда поднимал голову с поясного поклона, то поднимал руки. Затем он совершил земной поклон, и ставил свое лицо между кистей рук, а когда поднимал голову из земного поклона, то также поднимал руки и так, пока не закончил намаз». (Абу Дауд). Достоверный (соответствует условиям Муслима).
Изредка – потому что пришел хадис Ибн ‘Умара о том, что он упомянул поднятие рук перед и после поясного поклона, и сказал: «И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал так при земном поклоне». (аль-Бухари). И эта добавка пришла в хадисе ‘Али ибн Аби Талиба. А эти два сподвижника были с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем Уаиль ибн Худжр. К тому же, пришло достоверно от самого Ибн ‘Умара, а также Анаса поднятие рук между двумя земными поклонами (Ибн Аби Шейба).
796. Поднимание рук при каждом опускании и поднятии в намазе – узаконено изредка. В начале намаза, после вставания после двух рака’атов, перед поясным поклоном и после него нужно поднимать руки (см. вопросы 791 и 794). После земного поклона изредка (см. вопрос 795).
Перед земным поклоном после стояния и после сидения между двумя земными поклонами изредка — передается, что один из передатчиков хадиса сказал: «Однажды мы зашли к Ибрахиму ан-Наха’и, и с ним заговорил ‘Амр ибн Мурра и сказал ему: «Однажды мы совершали намаз в мечети аль-Хадрами, и рассказал мне ‘Алькама ибн Уаиль от своего отца, что тот видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки при входе в намаз, а также когда делал поясной и земной поклон»». (ад-Даракутни). Внешне иснад достоверный и соответствует условиям Муслима. Сказал шейх Ибн Хизам: «Мы не нашли кого-либо из мухаддисов, кто бы назвал его слабым». И так, как никто из сподвижников, кроме Уаиля ибн Худжра не передал это действие, то поднимать руки в этих местах можно изредка.
797. Каково постановление поднятия рук перед и после поясного поклона — обязательно это или желательно – желательно.
Довод – отсутствие приказа, а действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает лишь на желательность (см. вопрос 791).
798. До какого уровня нужно поднимать руки – либо до уровня плеч, либо до уровня мочек ушей. (см. вопрос 791).
799. Нужно ли соединять пальцы при поднятии рук или разъединять между ними – не нужно их слишком сжимать и не нужно сильно растопыривать, но нужно держать их между этим (естественным образом). Однако желательно выпрямлять пальцы к верху полным выпрямлением.
Довод на выпрямление пальцев – хадис Абу Хурейры о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал намаз, то поднимал свои руки, вытягивая их. (Абу Дауд – «ас-Сахих уль-Муснад»). Достоверный.
800. Как поднимает руки женщина – также как мужчина. Потому что основа в шариате – то, что узаконено для мужчин, узаконено и для женщин.
Примечание: нет довода на мнение о том, что ей нужно поднимать руки до уровня груди.
801. Каково постановление о том, чтобы класть правую руку на левую во время стояния в намазе – обязательно, но если человек этого не сделает, то его намаз действительный.
Довод – 1. Хадис Сахля ибн Са’да: «Людям приказывалось класть правую руку на предплечье левой руки в намазе». (аль-Бухари).
2. Хадис Уаиля ибн Худжра об описании намаза и в нем пришло: «А затем поставил правую руку на левую руку». (Муслим). (Доп-но см. вопрос 802).
802. Куда нужно ставить руки после того, как положишь правую на левую – относительно этого нет ни одного прямого достоверного довода, однако ближе к Истине то, чтобы руки были выше пупка (на груди или ниже до пупка).
Довод – хадис Уаиля ибн Худжра об описании намаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «И он поставил правую руку на кисть, запястье и предплечье левой руки». (ан-Насаи). Достоверный. Ниже пупка так поставить руки слишком сложно.
Передается со слов Уаиля ибн Худжра: «Однажды я совершал намаз вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и он поставил свою правую руку на левую руку на грудь». (Ибн Хузейма). Достоверный, кроме слов: «на грудь», и эта добавка отвергаемая (мункара). В ней: Муъаммаль ибн Исма’иль – слабый сам по себе, к тому же, уединился в передаче этой фразы и противоречил группе учеников Суфьяна ас-Саури, которые не передали ее. А они – ‘Абдурраззак, Яхья ибн Адам, Абу Ну’ейм и др. (все у Ахмада), Мухаммад ибн Йусуф аль-Фирьяни (ан-Насаи). К тому же, еще целая группа учеников ‘Асыма ибн Кулейба вместе с Суфьяном ас-Саури передали хадис без этой добавки.
Примечание: все хадисы и асары относительно того, что нужно руки ставить ниже пупка – слабые. В иснаде асара ‘Али и Абу Хурейры о том, что они ставили руки под пупок ‘Абдуррахман ибн Исхак аль-Куфи — слабый. Сказал ан-Науауи: «Он слабый по единогласному мнению имамов джарха уа та’диля». А в иснаде асара ‘Али о том, что нужно ставить руки на грудь есть неизвестный передатчик (маджхуль). Поэтому шейх Мукбиль выбрал мнение, что можно делать и так и так из-за отсутствия явного и достоверного довода в этом вопросе.
803. Нужно ли ставить правую руку на левую после поясного поклона – нет. Ведь все, кто описывали намаз пророка, да благословит его Аллах и приветствует, описывали его до мельчайших деталей, в том числе и положение рук после каждого движения, и никто не передал то, что нужно ставить правую руку на левую руку после поясного поклона.
Примечание: 1) Противоположное мнение приводит в довод хадис Рифа’ ибн Рафи’ («хадис о том, кто плохо совершил намаз»): «Так, чтобы каждая кость вернулась к своему месту». (Ахмад). Но ведь во всех путях хадиса «о том, кто плохо совершил намаз» вообще не приходит упоминание положения рук до поясного поклона. Как же теперь они приводят в довод этот хадис на то, что руки возвращаются в то положение, в котором были до поясного поклона?!
2) Разногласие в этом вопросе такое, что допускается в нем иджтихад, поэтому ни одна сторона не может порицать вторую.
804. Как нужно ставить правую руку на левую – 1) Либо кисть правой руки на левую до локтя. 2) Либо кисть правой руки одновременно на кисть левой, на ее запястье и предплечье (т.е. то, что выше запястья).
Довод на 1 – хадис Уаиля ибн Худжра: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда вставал на намаз, схватывал правой рукой левую руку». (ан-Насаи). Достоверный.
На 2 — хадис Уаиля ибн Худжра (см. вопрос 802). А также хадис Сахля ибн Са’да (см. вопрос 801).
805. Куда и на каком уровне ставить руки при земном поклоне – кисти рук на полу на уровне плеч или мочек ушей.
Довод – хадис Уаиля ибн Худжра: «А когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал земной поклон, то ставил свое лицо между двух кистей рук». (Муслим).
А в другом хадисе пришло: «А когда совершал земной поклон, то ставил голову на такой же уровень между двумя руками». (ан-Насаи). На такой же уровень: то есть, до мочек ушей, ведь в хадисе речь шла о поднятии рук до мочек ушей во время такбира. А в одном из риуаятов пришло: «Близко от своих ушей». (Ахмад – «ас-Сахих уль-Муснад»).
Примечание: хадис Абу Хумейда о том, что он, описывая намаз пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поставил свои кисти на уровне плеч (Абу Дауд и др.) – слабый. В нем: Фулейх ибн Сулейман – в нем есть слабость. Имам аль-Бухари привел в своем сборнике хадисы от него, но выбрав из них только достоверные.
806. Каково постановление чтения суры аль-Фатиха в намазе – столп намаза.
Довод – хадис ‘Убады ибн ус-Самита марфу’ан: «Нет намаза у того, кто не прочитает в нем мать Корана». (Согласованный).
А в одном из риуаятов марфу’ан: «Недействителен тот намаз, в котором не будет прочитана сура «аль-Фатиха»». (ад-Даракутни). Достоверный.
Какова польза от этого риуаята? Ответ: он разъясняет, что имеется в виду под словами: «нет намаза» в первом риуаяте. А в другом риуаяте марфу’ан: «Наверно вы читаете за своим имамом?» Мы сказали: «Да». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не делайте так, кроме суры «аль-Фатиха», ведь поистине, нет намаза у того, кто не прочитает ее». (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи). Какова польза от этого риуаята? Ответ: он направлен к действиям тем, которые за имамом. И в нем опровержение тем, кто утверждает, что тем, которые совершают намаз за имамом не нужно читать ничего, даже суру «аль-Фатиха», и что чтение имама достаточно для тех, кто за ним.
(Польза от хадиса – он направлен к действиям тем, кто за имамом).
807. Обязательно ли читать суру аль-Фатиха в каждом ракаате – да. Довод – слова: «А затем делай так во всем остальном твоем намазе». (см. хадис в начале главы).
808. Должен ли читать суру аль-Фатиха тот, кто совершает намаз за имамом (в любом случае, читает имам ее в слух или про себя) – да.
Довод – хадис в вопросе 806, особенно последний его риуаяте. Что касается хадиса Джабира марфу’ан: «Тот, у кого есть имам, то чтение его имама считается чтением для него». (Ибн Маджа) – очень слабый. В нем: Джабир ибн Язид аль-Джу’фи – очень слабый, к тому же, некоторые назвали его лжецом. Это – мнение шейхов Ибн База и Мукбиля, а шейх аль-Альбани считает, что нужно молчать из-за Слов Аллаха:
«А когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему (о, люди) и молчите, – чтобы вы были помилованы [чтобы Аллах одарил вас Своим милосердием]!» — [7:204].
Но мнение шейха аль-Альбани — ошибка, ведь смысл аята общий, а исключение для суры «аль-Фатиха» делается из-за хадиса ‘Убады ибн ус-Самита.
809. Когда читает суру аль-Фатиха тот, кто совершает намаз за имамом — до, вместе, параллельно или после имама – до имама запрещено, вместе не соответствует Сунне (т.к. Сунна приказывает следовать за имамом, а не идти с ним вровень). Поэтому можно читать либо параллельно (т.е. в перерывах между чтением имама), либо после того, как он дочитает «аль-Фатиху» полностью.
Довод на ситуацию «до имама» — нельзя из-за хадиса Абу Хурейры (см. вопрос 1024).
«После имама» – разрешено из-за хадиса ‘Убады ибн ус-Самита (см. вопрос 806). Но лучше всего читать паралельно с имамом, если есть возможность этого.
810. О необходимости чтения суры аль-Фатиха соблюдая порядок аятов и не менять смысл при чтении – это обязательно. Потому что сура «аль-Фатиха» не считается засчитанной, кроме как если человек прочитал ее по порядку и без ошибок, которые меняют ее смысл. Исключением является та ситуация, когда он никак не может читать ее без ошибок.
811. О непрерывности при чтении суры аль-Фатиха – это также обязательно. И если не соблюдается непрерывность тем, что произошел большой перерыв (возвращается к обычаям людей), то сура «аль-Фатиха» не считается прочтенной, кроме как если произошел небольшой перерыв (восхвалил Аллаха после чихания, произнес «Амин» с имамом и т.п.), который не вредит. Это потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время намаза, когда читал аят о милости, то просил ее, а когда читал аят о наказании, то прибегал к Аллаху от него, и это не вредило его чтению.
812. О необходимости проговаривания суры аль-Фатиха, и недостаточности ее чтения сердцем – это обязательно. Так же как в вопросе 764.
813. Прочитывание суры аль-Фатиха на неарабском языке – это запрещено.
Довод – то, что в хадисе Абу Хурейры марфу’ан пришло: «Затем читай то, что облегчено тебе из Корана». (см. хадис в начале главы). А Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, Мы сделали ее [эту Книгу] в виде Корана на арабском языке, чтобы вы размышляли (над ее смыслом)». — [43:3].
814. Как нужно читать басмаля — громко вслух или шепотом про себя перед аль-Фатихой – шепотом про себя.
Довод – хадис Анаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр и ‘Умар начинали намаз со Слов: «Хвала Аллаху Господу миров». (Согласованный). А Муслим добавил: «Они не произносили «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного»». А в риуаяте пришло: «Не произносили вслух «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного»». (Ахмад, ан-Насаи). Достоверный (соответствует условиям аль-Бухари и Муслима).
Примечание: 1) Хадис о том, что Ну’ейм ибн аль-Муджмир сказал: «Я совершал намаз за Абу Хурейрой, и он прочитал: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного», а затем прочитал мать Корана…» и так до конца хадиса (ан-Насаи, Ибн Хузейма). Сам хадис достоверный, кроме слов: «Я совершал намаз за Абу Хурейрой, и он прочитал: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного»» — добавка отклоненная (шазз). В ней: уединение Ну’ейма ибн аль-Муджмира и противоречие восьмерым крепким передатчикам.
2) Разбор данного вопроса очень длинный. Тот, кто желает послушать его, пусть вернется к уроку № 136, 137 шейха Ибн Хизама (на арабском) или № 141, 142 (на русском). Или послушает вырезку данного вопроса (814). Но те достоверные хадисы, которые указаны выше, являются явными доводами на то, что «басмалю» нужно произносить шепотом про себя.
815. Является ли басмаля (т.е. «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного») аятом из суры аль-Фатиха – нет.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Сказал Всевышний Аллах: «Я разделил намаз (т.е. суру «аль-Фатиху») между Мной и Моим рабом на две части, и Моему рабу то, что он попросил. Когда он скажет: «Хвала Аллаху Господу миров», то Всевышний Аллах говорит: «Восхвалил Меня Мой раб». А когда скажет: «Милостивому, Милосердному», то Всевышний Аллах говорит: «Возвеличил Меня Мой раб». А когда он скажет: «Властелину дня воздаяния», то Аллах говорит: «Восславил Меня Мой раб», а в другой риуаяте сказал: «Направил ко Мне свое дело Мой раб». А когда он скажет: «Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного просим о помощи», то Аллах говорит: «Это между Мной и Моим рабом, и Моему рабу то, что он попросил». А когда он скажет: «Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», то Аллах говорит: «Это Моему рабу и Моему рабу то, что он попросил»». (Муслим).
Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если читаете «аль-Фатиху», то читайте басмалю, ведь поистине, она одна из ее аятов». (ад-Даракутни) – слабый марфу’ан, но правильно, что он – маукуф (слова сподвижника). В нем: ‘Абдульхамид ибн Джа’фар ошибся, когда передал его в виде марфу’. Имам ад-Даракутни привел этот хадис как в виде марфу’, так и виде маукуф, а затем указал, что правильно – то, что он маукуф («аль – ‘Иляль»).
816. Каково постановление того, чтобы говорить аминь после прочтения суры аль-Фатиха в намазе – желательно.
Довод – хадис Абу Мусы марфу’ан: «Если имам скажет: «не тех, на кого пал гнев и не заблудших», то скажите: «Амин» (Муслим).
Уводит на желательность – то, что не пришло, чтобы пророк приказывал это для имама или для того, кто совершает намаз в одиночестве. А также не приказывал это тому, кто плохо совершил намаз (см. хадис в самом начале главы). Все это указывает на то, что приказ в данном хадисе указывает на желательность, а также указывает на разъяснение постановления, что после завершения чтения имама нужно говорить «Амин».
817. Постановление о том, чтобы произносить аминь после чтения суры аль-Фатиха громко – желательно.
Довод – хадис Уаиля ибн Худжра: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал «и не заблудших», то говорил: «Амин» и повышал при этом голос». (Абу Дауд и др. – «ас-Сахих уль-Муснад»). Достоверный.
Желательно из-за трй же причины, которая указана в вопросе 645.
818. Что означает слово аминь – «О Аллах, ответь».
819. Как правильно произносится слово аминь – первая буква тянется либо в четыре звука, либо в два, буква «м» в обоих случаях произносится одинарно (т.е. без удвоения). Слово «Аммин» (آمِّين) означает намеревающийся. То есть от глагола «Аммана».
820. Когда совершающий намаз за имамом произносит аминь – вместе с имамом, не отставая и не опережая имама.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если имам произнесет аминь, то и вы произнесите аминь, ведь поистине, тот, чей аминь совпадет с аминем ангелов, тому будут прощены грехи, которые он делал раньше». (Согласованный).
В риуаяте (по пути Ма’мара) пришло: «Ведь поистине ангелы говорят: »Амин» и имам говорит: «Амин»». (Ахмад, ан-Насаи). Достоверный (соответствует условиям согласованного хадиса). Этот риуаят разъясняет риуаят у аль-Бухари и Муслима.
Примечание: окончательное мнение шейха аль-Альбани в этом вопросе — тот, кто за имамом произносит аминь вместе с имамом, а не после него (см. «Сыфат ус-Саля» — основа).
821. Что говорит в намазе тот, кто не способен выучить из Корана ничего – «Субхан Аллах, уа ль-хамду лиЛлях, уа ля иляха илляЛлах, уа ля хауля уа ля кууата илля биЛлях».
Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Аби Ауфа: «Однажды пришел человек к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Я не способен взять из Корана ничего, научи же меня тому, что будет мне достаточным». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пречист Аллах, и хвала Аллаху, и нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Аллаху велик, и нет ни силы, ни мощи, кроме как от Возвышенного и Великого Аллаха»». (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хиббан и др.). Хороший из-за поддерживающий цепочек. В нем: Ибрахим ибн ‘Абдиррахман ас-Саксаки – слабый передатчик. Но в другом иснаде его поддерживает аль-Фадль ибн Мауаффак (Ибн Хиббан) — слабый.
Примечание: этот ду’а человек может говорить только при условии – если он не выучил ничего из Корана. Но если выучил хоть что-то (к примеру, суру «ан-Нас»), то обязан читать ее, а не этот ду’а из-за слов: «из Корана ничего», даже если не выучил «аль-Фатиху». Но при этом он обязан стараться выучить «аль-Фатиху». А если выучил из суры «аль-Фатихи» хотя бы 2-3 аята, то должен читать их из-за доводов, которые приведены в вопросе 583 или 621. Но лучше будет, если ему кто-нибудь будет подсказывать «аль-Фатиху».
822. В каких намазах суры читаются вслух, а в каких шепотом про себя – зухр и ‘аср про себя, в остальных вслух.
Сказал ан-Науауи: «Сунна – чтение вслух в двух рака’атах Фаджр, Магриб и ‘Иша намазов, а также в пятничном намазе, а чтение шепотом в намазе Зухр, ‘Аср, в третьем рака’ате Магриб намаза, и третьем и четвертом рака’ате ‘Иша намаза. И все это по единогласному мнению мусульман, вместе с явными и достоверными хадисами, указывающими на это». («аль-Маджму’»).
Примечание: пришло достоверно от Ибн ‘Аббаса о том, что он считал, что в тех намазах, в которых Коран читается шепотом, не нужно читать ничего из Корана (Абу Дауд). А другом асаре пришли его слова: «Я не знаю, читал ли пророк в этих намазах что-то или нет». (Ахмад, Абу Дауд). Но затем он поменял мнение (достоверно от него у ат-Тахауи и Ибн Аби Шейбы) и после этого было установлено единогласное мнение.
823. Тот, кто совершает намаз один — читает ли в каких-либо намазах вслух – да, в намазах фаджр, магриб и ‘иша. Потому что шариат общий как для имама, так и для того, кто за ним, а также для того, кто совершает намаз в одиночестве. Примечание: намеренное противоречие Сунне (там, где шепетом, то вслух и наоборот) так, что человек предпочитает противоречие Сунне над Сунной является нововведением (бида’а).
824. Тот, кто совершает намаз за имамом тогда, когда он читает шепотом про себя, читает также шепотом про себя.
Довод – хадис ‘Имрана ибн Хусейна о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал Зухр намаз, и один человек позади него читал: «Славь имя Твоего Господа Всевышнего». А когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, закончил намаз, то сказал: «Кто из вас читал?» Один человек сказал: «Я». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я подумал, что один из них (т.е. из вас) соревнуется со мной». (Муслим).
Сказал ан-Науауи: «Община единогласна в том, что Сунной для того, кто совершает намаз за имамом, является чтение шепотом, и нежелательно (или запретно) для него чтение вслух». («аль-Маджму’»). Т.е. из тех, кто обязывает что-то читать тому, кто за имамом.
Примечание: кто пропустил несколько рака’атов, но застиг коллектив (джама’ат), желательно ему читать вслух те рака’аты, в которых читается вслух, но при условии – если он не причиняет неприятностей тому, кто совершает намаз рядом.
825. Читает ли женщина в намазе вслух – да, если рядом нет посторонних мужчин. Ведь то, что узаконено в шариате для мужчин, то узаконено и для женщин.
826. Нужно ли читать вслух в упущенном по уважительной причине намазе – да, упущенный намаз читается также, как-будто он читается в свое время. То есть, если пропустил намаз ‘Аср (шепотом) и совершает его во время ‘Иша (вслух), то читает ‘Аср шепотом и т.д.
827. Как читать суры в тех намазах, которые не входят в число пяти обязательных — вслух или шепотом про себя – 1) добровольные намазы, совершаемые днем – про себя, ночью – вслух 2) рауатибы – про себя 3) намаз праздничный, о прошении дождя, тарауих, джуму’а, затмения солнца и луны – вслух. Так пришло в Сунне. Те намазы, в которых читается шепотом, не пришло довода на чтение в них вслух, а те намазы, в которых читается вслух относительно этого пришли доводы.
«Рауатибы» — это те добровольные намазы, которые привязаны к пяти обязательным намазам (перед Фаджром 2 рака’ата, после Магриба 2 рака’ата и т.п.).
828. Каково постановление чтения вслух сур в намазах фаджр, магриб и ‘иша – желательно.
Довод – нет довода на обязательность (нет приказа). А действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает лишь на желательность.
829. Если по-забывчивости прочитал вслух там, где нужно читать шепотом про себя и наоборот – в этом нет ничего страшного и нет необходимости совершения сажда саху. Ведь чтение вслух или шепотом не является обязательным (см. вопрос 828). Что такое «Саджда саху»? (см. главу №8 в «Книге намаза»).
830. Каков минимальный уровень чтения, чтобы это чтение называлось чтением вслух – чтобы тебя слышал хоть один человек, находящийся рядом.
831. О желательности произнесения вслух некоторых аятов иногда в тех намазах, в которых суры читаются про себя – это Сунна.
Довод – 1. Хадис Абу Катады: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал с нами намаз, и читал в первых двух рака’атах во время Зухра и ‘Асра «аль-Фатиху» и две суры, и иногда давал нам услышать некоторые аяты. Он делал первый рака’ат длинее, чем второй, а в последних двух читал «аль-Фатиху»». (Согласованный).
2. Хадис аль-Бара ибн ‘Азиба: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал с нами Зухр намаз, и мы слышали от него аят после нескольких аятов из суры «Лукман» и «аз-Зарият»». (Ибн Маджа, ан-Насаи). Достоверный.
832. Каково постановление чтения суры после суры аль-Фатиха в первых двух ракаатах – очень желательно (Сунна муаккада).
Приказ читать Коран в намазе пришел в хадисе Абу Хурейры марфу’ан: «Затем читай то, что облегчено тебе из Корана». (см. в самом начале главы).
А также в хадисе Абу Са’ида: «Нам было приказано читать «аль-Фатиху» и то, что нам будет облегчено». (Абу Дауд). Достоверный.
Уводит на желательность – хадис ‘Убады ибн ус-Самита (см. вопрос 806), потому что в нем приходит указание на минимальный обязательный объем чтения Корана.
А также хадис Джабира о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил одного мальчика: «Как делаешь ты, сын моего брата, когда совершаешь намаз?» Он ответил: «Я читаю «аль-Фатиху», и прошу Аллаха Рая и прибегаю к Нему от Огня, и я не знаю, что бормочишь ты и Му’аз». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я и Му’аз между этими двумя» (Абу Дауд и др.). С похожим словом этот хадис есть в «ас-Сахих уль-Муснад». Хороший.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил действие мальчика, и не порицал его, что указывает на достаточность «аль-Фатихи».
Примечание: пришел асар Абу Хурейры: «Если ты ограничился ею («аль-Фатихой»), то она достаточна для тебя, а если добавишь что-то, то это – благо». (Согласованный).
833. Каково постановление чтения суры после суры аль-Фатиха в последних двух ракаатах – основа это ограничиваться на суре аль-Фатиха, но иногда желательно читать дополнительные суры.
Довод на основу – хадис Абу Катады (см. вопрос 831).
Исключение – хадис Абу Са’ида: «Мы замеряли стояние посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в намазе Зухр и ‘Аср, и заметили, что в первых двух рака’атах Зухра он стоял такое время примерно равное чтению суры «ас-Саджда», а в последних двух рака’атах примерно половину этого. А в первых двух рака’атах ‘Асра примерно половину последних двух из Зухра, а в последних двух примерно на половину этого». (Муслим).
834. Тот, кто не успел на первые два ракаата в мечети, читает ли суры после аль-Фатихи в своих последних ракаатах – нет. Потому что эти рака’аты считаются ему как последние рака’аты, а не первые. А если он пришел в мечеть на 3-й рака’ат, то если есть возможность, читает после суры «аль-Фатихи» другую суру, так как этот 3-й рака’ат для него 1-ый.
835. Если человек прочитал суру перед аль-Фатихой – с него не спадает желательность чтения суры после аль-Фатихи.
836. Если имам не прочитал суру после аль-Фатихи в первых двух ракаатах – если стоящий за имамом успеет прочитать суру самостоятельно, при этом, не нарушив принцип следования за имамом, то хорошо.
837. О необходимости совершения первого ракаата длиннее второго – желательно.
Довод – хадис Абу Са’ида (см. вопрос 833). И не является обязательным из-за отсутствия приказа на это.
838. Является ли правильным удлинять третий ракаат над четвертым – основа, что они равны.
Довод – хадис Абу Са’ида (см. вопрос 833). И не является желательным из-за отсутствия довода на это.
839. Как поступает тот, кто не способен говорить, как, например немой – читает сердцем. Постановление и аргументация в этом вопросе такое же, как в вопросе 761 (о такбитат уль-ихрам).