Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/007-glava-etiket-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
7. Глава об этикете справления естественной нужды
275. Внесение того, в чем есть поминание Аллаха в туалет – нежелательно, но нежелательность спадает при необходимости.
Довод – Слова Аллаха:
«И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах». — [22:32].
Примечание: хадис Анаса: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заходил в туалет, то снимал свой перстень» (Четверо) — отвергаемый (мункар). Иснад хадиса ошибочный (выпал Зияд ибн Са’д от аз — Зухри). А также матн (противоречит тому матну, который передали хафизы).
Сохраненная версия: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял себе перстень из серебра, но затем выбросил его».
276. Что говорить перед входом в туалет – «Аллахумма инни а’узу бика миналь хубуси уаль хабаис». Т.е. от джиннов обоих полов. Некоторые говорили с сукуном, т.е. «хубси уаль хабаис» — от всякого плохого.
Довод – хадис Анаса марфу’ан: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел зайти туалет, то говорил: «О Аллах! Я прибегаю к Тебе от джиннов мужского и женского пола». (Семеро).
Примечание: нет достоверных частных хадисов о том, что нужно заходить в туалет левой ногой, а выходить правой.
277. Можно ли поминать Аллаха находясь в туалете – можно.
Довод – хадис ‘Айши о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, клал свою голову ей на бедро и читал Коран, в то время как у нее была менструация (Согласованный). Он читал Коран в непосредственной близи от нечистоты (наджасы), то есть менструальной крови. Поэтому даже если человек сел на унитаз, но не начал справлять нужду, то можно поминать Аллаха. Это нежелательно только во время справления нужды.
278. Узаконено ли подмывание водой – да.
Довод – хадис Анаса: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заходил в место справления нужды, а я и один мальчик несли сосуд с водой и копье, и он подмывался водой» (Согласованный). А также хадис Абу Хурейры о том, что Аллах похвалил людей мечети Куба из-за того, что они использовали воду.
279. Удаление от людей при справлении малой и большой нужды – большой желательно (мустахаб), малой — можно не удаляться.
Довод – хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Возьми сосуд», затем удалился так, что скрылся от меня и справил свою нужду» (Согласованный).
Также от него: «Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уходил, то уходил далеко» (Абу Дауд – «ас-Сахих уль-Муснад») и др. хадисы. А что касается справления малой нужды, то довод – хадис Хузейфы о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, справил малую нужду стоя, а он стоял сзади него (Согласованный).
280. Некоторые места, в которых запрещено справление нужды – там, где могут собираться или проходить или отдыхать люди.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Бойтесь двух вещей, которые находятся под проклятием: тот, который справляет нужду на дороге людей или в их тени» (Муслим).
281. Разговаривать при справлении нужды – лучше так не делать, но не доходит до степени нежелательности.
Довод — отсутствие довода на нежелательность. Но лучше так не делать, ведь саляфы не делали так, кроме как по нужде — отвечать кому-то, позвать кого-то при сильной нужде, попросить воду и т.п. А что касается хадиса Джабира марфу’ан: «Если двое справляют нужду, то пусть каждый отвернется от своего товарища и не разговаривают, ведь Аллах гневается на это», то он – слабый. В нем: Мискин ибн Букейр — уровня хорошего, но у него есть ошибки. И он ошибся, когда упомянул Джабира (противоречил другим), но правильно, что он со слов Абу Са’ида (Абу Дауд, Ибн Маджа). В нем: ‘Ияд ибн Хиляль – неизвестный (маджхуль), а также передача ‘Икримы ибн ‘Аммара от Яхьи ибн Аби Касира – запутанная (мудтариба) – см. «аль – ‘Иляль» ад-Даракутни.
282. Поминание Аллаха во время справления нужды – нежелательно.
283. Дотрагиваться до полового органа правой рукой – при справлении малой нужды запрещено.
Довод – хадис Абу Катады марфу’ан: «Пусть никто из вас не трогает свой половой орган правой рукой во время справления малой нужды, и пусть никто не вытирается правой рукой после справления нужды, и пусть никто не дышит в посуду» (Согласованный).
284. Можно ли дотрагиваться до полового органа правой рукой не во время справления нужды – можно.
Довод – отсутствие довода на запрет. А в хадисе Абу Катады пришел запрет связанный с справлением нужды.
285. Подмывание правой рукой – запрещено.
286. Если подмылся правой рукой и очистился, действительно ли его подмывание – да, но с грехом. Причина постановления очищаться после справления нужды – очищение, а не «только из-за поклонения» (та’аббудия).
287. Поворачиваться в сторону Каабы передом или задом во время справления нужды – нежелательно.
Довод – собирание между хадисами.
Запрет – Хадис Сальмана: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил нам во время справления нужды поворачиваться к кибле передом или задом, а также подмываться правой рукой, а также подтираться меньше, чем тремя камнями, а также подтираться навозом и костями». (Муслим).
Хадис Абу Айюба аль-Ансари марфу’ан: «И не поворачивайтесь во время справления большой и малой нужды в сторону киблы, но поворачивайтесь в сторону востока и запада» (Семеро).
Дозволение – 1. Хадис Ибн ‘Умара: «Однажды я поднялся на крышу дома Хафсы и увидел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, справляет свою нужду, повернувшись передом к Шаму и задом к Каабе». (Согласованный).
2. Хадис Джабира: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил нам поворачиваться передом в сторону киблы во время справления малой нужды, но я видел за год до его смерти, как он поворачивается передом к ней». (Ахмад – «ас-Сахих уль-Муснад»).
288. Поворачиваться в сторону Иерусалима передом или задом во время справления нужды – разрешено.
289. Поворачиваться в сторону солнца и луны передом или задом во время справления нужды – разрешено.
Довод на вопросы 288 и 289 – отсутствие довода на запрет или нежелательность.
290. Подтирание менее чем три раза – неузаконено.
Довод – хадис Сальмана (см. вопрос 287).
291. Подтирание одним камнем или бумагой три раза является ли достаточным – да, потому что происходит три подтирания и достигается очищение. Сказал шейх Мухаммад ибн Хизам на уроке: «Но лучше подтереться тремя камнями, основываясь на хадис Сальмана, а также, чтобы выйти из разногласия».
292. Если подтирается более чем три раза, обязан ли соблюдать нечетность – да.
Довод – хадис Джабира марфу’ан: «Тот, кто подтирается, пусть подтирается нечетное количество раз». (Муслим).
Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Тот, кто подтирается, пусть подтирается нечетное количество раз. И тот, кто сделает так, тот поступил хорошо, а тот, кто не сделает так, ничего страшного» — слабый. В нем: Хусейн аль-Химйяри (حصين الحميري) и Абу Са’д, и еще про него говорили: Са’ид аль-Хибрани аль-Химсы (الحبراني الحمصي) – оба неизвестные передатчики (маджхули).
293. Можно ли подмываться или подтираться четным количеством раз – нет.
294. Подтирание сухим навозом и костью – запрещено.
Довод – хадис Сальмана (см. вопрос 287) и хадис Ибн Мас’уда: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел справить нужду и приказал мне принести три камня. Я нашел только два камня и не нашел третьего. Тогда я принес ему сухой навоз. Он взял два камня, и не стал брать сухой навоз, и сказал: «Это — навоз»». (аль-Бухари) и др. хадисы.
Примечание: добавка – «принеси мне камень» (Ахмад) – слабая. В ней: пропуск, ведь Абу Исхак ат-Таби’и ничего не слышал от ‘Алькамы ибн Кайса.
295. Можно ли подтираться чем-либо, кроме воды и камня – да, если этот предмет способен очищать, кроме навоза и костей.
296. Почему нельзя подтираться сухим навозом и камнем – навоз еда животных джиннов, а кости — еда самих джиннов.
Довод – хадис Ибн Мас’уда о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал джиннам, когда они попросили у него пропитания: «Вам дозволена любая кость, которая попала в ваши руки, если над ней произнесено Имя Аллаха, а также любой навоз для вашего скота». (Муслим).
Примечание: некоторые посчитали, что нем есть болезнь, но его поддерживает хадис Абу Хурейры у аль-Бухари с похожим смыслом.
297. Подтирание листочками свитка Корана, или поминания Аллаха или религиозных наук – вероотступничество.
297а. Обязательность прикрывания срамных частей тела (‘аура) при справлении нужды – обязательно (уаджиб).
Довод – хадис Му’ауии ибн Хайда марфу’ан: «Береги свой ‘аурат, кроме как от твоей жены, или от той, которой овладели твои десницы». (Абу Дауд). Хороший.
Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Тот, кто справляет большую нужду, тот пусть скрывается от людей». (Абу Дауд) – слабый. В нем: 2 неизвестных (маджхуля).
298. Что говорить при выходе из туалета – ничего.
Довод – отсутствие довода на это.
Примечание: хадис ‘Айши: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выходил из туалета, то говорил: «Гуфранак». (Пятеро) – слабый. В нем: Йусуф ибн Аби Бурда – его положение неизвестно (маджхуль аль-халь). От него передали два передатчика, и никто его не похвалил. Слабым этот хадис назвал шейх Мукбиль.
299. Если подтирается нечистотой – является ли подтирание действительным – да, если достиг очищения.
Нечистотами, которые очищают и не загрязняют религиозно, как шкура мертвечины, которую не продубили и т.п.
Примечание: некоторые ученые сказали, что слово «рикс» (رِكْس) в хадисе Ибн Мас’уда (см. вопрос 294) означает – нечистота. Сказал Ибн аль-Асир в «ан-Нихая»: «Рикс – слово, смысл которого похож на навоз».
300. Если подтирается сухим навозом или костью – является ли подтирание действительным – да, но с грехом. Ведь, достигается очищение от нечистоты и причиной запрета не является «только из-за поклонения» (та’аббудия).
301. Обязательно ли подтирание, подмывание после справления нужды – да.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Большинство наказания в могиле из-за мочи». (аль-Хаким, ад-Даракутни). Достоверный из-за поддерживающих цепочек и др. многочисленные доводы. В нем: его иснад внешне соответствует условиям аль-Бухари и Муслима, но про него сказал Абу Хатим: «Поднимание его до пророка, да благословит его Аллах и приветствует — ложно». («аль — ‘Иляль» Ибн Аби Хатима). А ад-Даракутни сказал: «Более правильно, что он — маукуф» («аль – ‘Иляль»). А аль-Бухари считал марфу’ достоверным («аль – ‘Иляль аль-Кабир» ат-Тирмизи, «Сунан» ад-Даракутни).
302. Как садиться при справлении нужды – как легче и удобнее.
Довод – отсутствие довода на какую-либо форму сидения. А хадис Суракы (سراقة) ибн Малика: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, научил нас, чтобы в туалете мы садились на левую ногу и поднимали правую». (аль-Бейхакы и др.) – очень слабый. В нем: 2 неназванных (мубхама), один неизвестный (маджхуль) – Мухаммад ибн ‘Абдиррахман, и один слабый передатчик — Зам’а ибн Салих.
303. Стряхивание полового органа после мочеиспускания – нововведение.
Довод – хадис ‘Айши: «Кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто». (Муслим).
Примечание: хадис ‘Исы ибн Яздада (يزداد) от его отца марфу’ан: «Когда один из вас мочится, то пусть встряхнет свой половой орган три раза». (Ибн Маджа) – слабый. В нем: Зам’а ибн Салих – слабый, а также ‘Иса и его отец – неизвестные (маджхули), и относительно его отца не установлено сподвижничество. Люди из-за наущений, таким образом, пытаются избавиться от нечистоты.
И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал ничего из того, что делают те, которые подверглись испытанию наущений. Стряхивают, выжимают свой половой орган, кашляют, прыгают, подкладывают тряпочку внутрь нижнего белья и т.п. действия, но все это из нововведений тех, которых одолели наущения (смысл слов Ибн уль-Кайима). И сказал шейх ‘Усеймин: «И все это из наущений, у которых нет основы, а религия легкая, хвала Аллаху». («аш-Шарх уль-Мумти’»). И хадис, который пришел относительно этого – выдуманный, у которого нет даже иснада.
304. Подтираться и водой и камнем (бумагой) сразу, и что из этого лучше – сразу и бумагой и водой неузаконено, но не доходит до степени нововведения, но если есть в этом нужда (как болезнь или мороз на улице и т.п.), то допускается. Вода лучше камня и бумаги.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан о том, что Аллах похвалил людей мечети Куба из-за того, что они использовали воду (Абу Дауд, ат-Тирмизи). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. Достоверным его назвал аль-Альбани.
Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал людям мечети Куба: «Поистине, Аллах похвалил вас». Тогда они сказали: «Мы используем воду после камней». (аль-Баззар) – очень слабый. В нем: ‘Абдуллах ибн Шабиб — очень слабый (уахи), а также Мухаммад ибн ‘Абдуль’азиз аз-Зухри – слабый. Поэтому использование воды и камней вместе не пришло на это довода.
Сказал шейх Мухаммад ибн Хизам на уроке: «Однажды на одном из уроков спросили шейха Мукбиля: «Доходит ли использование сразу и камней и воды до степени нововведения?». Он ответил: «Нет, не доходит, но лучший путь – путь Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует»».
305. Мочиться в нору животного – как минимум нежелательно.
Довод – отсутствие довода на запрет. Пришел хадис ‘Абдуллаха ибн Сарджиса (سرجس) о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мочиться в нору животного (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи). Он по дороге Катады (мудаллис), который не заявил явно, что слышал от сподвижника. Ахмад отрицал то, что Катада слышал хадисы от этого сподвижника, а Абу Зур’а утверждал. И слово того, который утверждает ставиться перед словом того, который отрицает. Шейх аль-Альбани сказал, что хадис — слабый. Шейх Мукбиль назвал его достоверным из-за того, что считал Катаду из 2-ой группы мудаллисов (кому прощается тадлис из-за множества хадисов, которые передает). Ученые фикха считают, что запрет тут в смысле нежелательности, а аш-Шаукани сказал, что имеется в виду запрет (тахрим). И основа – запрет, а не нежелательность. Поэтому если хадис достоверный, то запрещено, а если слабый, то нет запрета на это, но все равно лучше сторониться этого по другим причинам.
306. Мочиться стоя – узаконено, но основа – сидя.
Довод – хадис Хузейфы (см. вопрос 279). Но основа – сидя из-за хадиса ‘Айши: «Кто скажет вам, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мочился стоя, тот соврал». (Согласованный).
Примечание: но нужно сторониться того, чтобы мочиться стоя на твердую поверхность земли или при сильном ветре и т.п.
307. Мочиться на рыхлую поверхность – желательно (мустахаб).
Довод – хадисы об отстранении от мочи. Хадис Абу Хурейры (см. вопрос 301), хадис о тех двух, один из которых наказывался в могиле из-за того, что не сторонился мочи и др. доводы.
Примечание: хадис Абу Мусы марфу’ан: «Если один из вас хочет помочиться, то пусть приготовит для этого рыхлое место». (Ахмад, Абу Дауд) – слабый. В нем: неназванный передатчик (мубхам).
308. Мочиться в бане – если моча имеет выход и не задерживается в бане, то разрешено а иначе не разрешено.
Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля марфу’ан: «Пусть никто из вас ни в коем случае не мочится в том месте, где он моется, ведь большинство наущений от этого». (Ахмад, Абу Дауд – «ас-Сахих уль-Муснад»).
Примечание: почему не сказать, что запрещено, ведь в хадисе не пришло разделения? Ответ: в хадисе пришла причина запрета – «ведь большинство наущений от этого».