009. Глава о таяммуме (c доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/009-glava-tayammum-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

9. Глава о таяммуме.

364. Определение таяммума в языке и шариате – в языке – направление с намерением, в шариате – направлением к чистой поверхности земли для обтирания им лица и кистей рук с намерением очиститься для намаза и ему подобного.

365. Узаконенность таяммума в пути и дома – в пути единогласно, дома по более достоверному мнению.

«أُعطيت خمسا لم يعطهنَّ أحد من الأنبياء قبلي: نُصرت بالرعب مسيرةَ شهرٍ و جُعلت لي الأرض مسجدا و طَهورا و أُحِلَّت لي الغنائم و لم تحلَّ لأحد قبلي و أُعطيت الشفاعة و كان النبي يُبعَث إلى قومه و بُعثت إلى الناس عامة»

Довод – хадис Джабира марфу’ан: «Мне было дано пять вещей, которые не были даны никому из пророков до меня: мне было оказана помощь на расстоянии месяца, и земля была сделана для меня местом для намаза и очищающей. И мне были дозволены трофеи, а они не были дозволены никому до меня, и мне было дано заступничество, а также каждый пророк был послан только к своему народу, а я был послан ко всем людям». (Согласованный) и др. хадисы.

366. Поднимает ли таяммум осквернение или только лишь позволяет совершение намаза – поднимает осквернение.

Довод – в хадисе Джабира пришло: «и была сделана очищающей». Если бы она не поднимала осквернение, то не была бы названа очищением, но была бы названа – позволяющей, разрешающей и т.п. Но очищение это временное, пока нет воды.  

367. Является ли намерение условием действительности таяммума – да, из-за хадиса ‘Умара о намерении.

368. Условия разрешенности таяммума – отсутствие воды после ее поиска, или невозможность ее использования.

Довод – Слова Аллаха: 

﴿ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُم مِّنْهُ ﴾

«Если вы не нашли воды, то (вместо омовения водой) совершайте обряд очищения чистой землей [таяммум] и обтирайте (ею) ваши лица и руки». — [4:43].

369. Как нужно искать воду – искать ее необходимо в округе на таком расстоянии, которое не доставляет особого затруднения. А если уверен, что в этой местности нет воды, то искать необязательно.

370. Действителен ли таяммум взятый до захода времени намаза – да.

Довод – отсутствие довода на это условие (заход времени). И доводы про таяммум пришли обобщенными. А мнение того, что заход времени является условием, строится на аргументации, что таяммум не очищает, а всего лишь позволяет совершение поклонения (см. вопрос 366).

371. Если нашел воду для омовения, но за деньги – если кто-то дарит воду, то обязан принять. (Чтобы никто не мог попрекать человека. А за воду в обычаях людей никто попрекать не будет). Если кто-то дарит деньги равные цене воды, то принимать не обязан. Если вода за деньги по нормальной или чуть завышенной цене и покупка ее не вредит, то обязан купить. Если вода по сильно завышенной цене, но ее покупка никак не вредит имущественному положению, тогда она обязательна, если вредит, то необязательна.

372. Если дарят орудие, которым можно добыть воду – принимать не обязан, ведь она приравнивается к принятию денег на воду. Но если дают на временное бесплатное пользование, тогда обязан воспользоваться.

373. Если кто-то готов продать воду для омовения с отсрочкой платежа – если способен отдать долг, и вода не по сильно завышенной цене, то обязан купить.

374. Кто приравнивается к ненашедшему воду – если есть препятствие между человеком и водой. Такое же положение того, у которого есть вода, но ее хватит лишь для питья ему и его скоту.

375. Если есть недостаточное для гусля или омовения количество воды – берет таяммум и не совмещает его с неполноценным омовением или гуслем, ведь эта вода все равно не поднимает от него осквернение.

376. Если была вода до захода времени намаза, но отнесся к ней пренебрежительно – совершает намаз с таяммумом и не совершает намаз заново после обнаружения воды, потому что он не был обязан намазом в то время. И он совершил намаз при полноценном очищении (таяммум).

377. Если подарил воду после захода времени намаза – сделка недействительна, забирает обратно и совершает намаз с омовением, но если воду уже использовали, совершает с таяммумом и берет грех.

378. Таяммум от малого и большого осквернения – разрешен.

Довод относительно малого осквернения – аят о таяммуме (4:43), Сунна и единогласное мнение.

«بعثني النبيﷺ في حاجة فأجنبت فلم أجد الماء فتمرَّغت في الصعيد كما تتمرَّغ الدابة ثم أتيت النبيﷺ فذكرت له ذلك فقال: إنما يكفيك أن تقول بيدَيْك هكذا ثم ضرب بيديه الأرض ضربةً واحدةً ثم مسح الشمال على اليمين و ظاهر كفيه و وجهه»

Относительно большого осквернения — хадис ‘Аммара ибн Ясира: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал меня по делу, и я попал в состояние полового осквернения. Я не нашел воды, и обвалялся в песке так, как это делает животное. Затем пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом. Тогда он сказал: «Тебе хватает сделать руками всего лишь так», затем ударил двумя руками об землю один раз, затем протер левую руку о правую (т.е. стряхнул пыль – прим. пер.) и обтер внешнюю сторону кистей и лицо». (Согласованный).

379. Чем берется таяммум – чистой поверхностью земли.

«و جُعلتْ تُربتها لنا طَهورا إذا لم نجد الماء»

Довод – хадис Джабира (см. вопрос 365). А также хадис Хузейфы марфу’ан: «И поверхность земли была сделана для нас очищающей, если не найдем воды». (Муслим). Некоторые ученые сказали, что можно брать таяммум всем, что на земле (т.е. даже камнями и т.п.), однако это не совсем верно. Примечание: если на стене, в доме на коврах или в поезде на верхних полках есть пыль из поверхности земли, то узаконено ударять по ней и брать таяммум, а иначе нет. 

380. Если поверхность земли перемешена с иными чистыми веществами – если поверхность земли преобладает, то таяммум действителен.

381. Чистота поверхности земли – условие таяммума – единогласно. И если земля смешана с нечистотой, то нельзя, ведь я аяте пришло:

﴿ فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا ﴾

«…то (вместо омовения водой) совершайте обряд очищения чистой землей». — [4:43].

382. Нужно ли брать с собой землю в дорогу – нет.

Довод – отсутствие довода на это. И праведные предшественники (саляфы) не делали этого.

383. Соблюдение порядка между органами тела при таяммуме – необязательно, но лучше обтереть вначале лицо, а затем кисти рук.

Довод – нет довода на обязательность порядка. В хадисах о таяммуме пришли риуаяты – лицо перед кистями, а также наоборот. Пришло с частицей «уау», то есть «и» которая не указывает на порядок. А желательность берется из того, что Аллах в аяте упомянул лицо перед кистями (4:43). Хадис Джабира о Хадже марфу’ан: «Я начинаю с того, с чего начал Аллах». (Муслим).

384. Если нашел только влажную поверхность земли (например, после дождя) – наносишь ее на тело (на руку и т.п.) в небольшом количестве, чтобы высохла быстрее, дожидаешься, пока она высохнет, затем берешь ею таяммум.

385. Если нет ни воды, ни поверхности земли (например, зимой в дороге) – совершаешь намаз без очищения и после обнаружения воды или поверхности земли намаз совершать заново не нужно.

Довод – хадис ‘Айши об истории, когда она потеряла ожерелье, и эта история стала причиной ниспослания аята о таяммуме (Согласованный). Сподвижники совершили намаз без омовения, и не пришло, что они затем совершили его заново. 

386. Узаконенность сдувать и стряхивать землю с рук – оба деяния узаконены, но сдувание ближе.

1) Стряхивание (نفض) – пришло в риуаятах хадиса ‘Аммара (см. вопрос 378).

2) Сдувание (نفخ) – там же в других риуаятах. Но пришло достоверно от самого ‘Аммара, что он сдувал. (ад-Даракутни 4т./184 стр.). Поэтому это лучше так, как он передатчик хадиса.

3) Не сдувать и не стряхивать – так делал Ибн ‘Умар (‘Абдурраззак – 1т./211 стр.) – противоречие Сунне. 

387. Полное обтирание лица и кистей рук при таяммуме – обязательно.

Довод«Тебе хватает…» (хадис Аммара ибн Ясира — вопрос 378) указывает на то, что это описание таяммума – минимум и меньше этого нельзя.  

388. Пробирание между пальцами рук при таяммуме – неузаконено из-за отсутствия довода на это.

389. Сколько раз ударять по земле и до куда обтирать руки при таяммуме – один раз, обтирать только кисти рук и не выше.

Довод – хадис ‘Аммара (см. вопрос 378).

Примечание: хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «При таяммуме нужно ударять два раза: один раз для лица, другой раз для рук до локтей». (ад-Даракутни) – отвергаемый (мункар) в поднятом до пророка виде (марфу’). В нем: ‘Али ибн Забъян (ظبيان) – оставленный передатчик (матрук) и к тому же, он противоречит другим крепким, которые передают его в виде маукуф (слова сподвижника). И ад-Даракутни и аль-Бейхакы посчитали, что более правильно, что он – маукуф.

390. Что портит таяммум, взятый от большого или малого осквернения – взятый от большого осквернения – портит все, что портит гусль, а также появление воды, использование которой возможно. Взятый от малого осквернения – портит все, что портит омовение, а также появление воды, использование которой возможно.

«الصعيد وَضوء المسلم و إن لم يجد الماء عشر سنين فإذا وجد الماء فلْيتقِ الله ولْيُمِسَّه بشرتَه»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Земля – очищение мусульманина, даже если он не найдет воду в течение десяти лет. Но если он нашел воду, то пусть побоится Аллаха и заденет ею свою кожу». (аль-Баззар в «Кашф уль-Астар»). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В нем: аль-Касим ибн Яхья – один, кто передал этот хадис от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а все остальные передали его в виде отосланного хадиса (мурсаль), как это разъяснил ад-Даракутни («аль – ‘Иляль»). Но него поддерживает хадис Абу Зарра (Четверо, кроме Ибн Маджи). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В нем: ‘Амр ибн Будждан (بجدان) – неизвестный (маджхуль).

391. Нужно ли прекращать намаз, если при его совершении появилась вода – да.

Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 390). Но если намаз в самом конце времени и в случае, если он пойдет брать омовение, выйдет время намаза, тогда заканчивает намаз с таяммумом

392. Если совершил намаз с таяммумом, а затем нашел воду после выхода времени намаза – не должен заново совершать намаз.

393. Если совершил намаз с таяммумом, а затем нашел воду до выхода времени намаза – не должен заново совершать намаз.

Довод на вопрос 392 и 393 — см. вопрос 366. Потому что он совершил намаз с полноценным, узаконенным очищением (таяммум).

Примечание: хадис Абу Са’ида: «Однажды двое выехали в путь, и их застал намаз в то время, когда у них не было воды. Они взяли таяммум чистой поверхностью земли и совершили намаз. Затем нашли воду до выхода времени намаза. Тогда один из них взял омовение и заново совершил намаз, а второй не стал этого делать. Затем они пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказали об этом. Тогда он сказал тому, кто не совершал заново намаз: «Ты поступил по Сунне и твой намаз действителен» и сказал второму: «Тебе двойная награда». (Абу Дауд, ан-Насаи) – слабый, отосланный (мурсаль) ‘Ата ибн Ясара. Об этом упомянули Абу Дауд, ад-Даракутни и аль-Бейхакы.

394. Что лучше – намаз в начале времени с таяммумом, или позже с омовением – вначале с таяммумом, потому что так человек стремится быстрее снять с себя обязанность перед Аллахом. 

395. Если больной или раненый боится за себя, узаконен ли ему таяммум – да.

Довод – аят:

﴿ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ ﴾

«Он [Аллах] не устроил для вас в религии никакого (непосильного) затруднения». — [22:78].

А также др. доводы на правило фикха – «Трудность приносит облегчение».

«إذا كانت بالرجل الجراحة في سبيل الله و القُرُوح فيُجنِب فيخاف أن يموت إن اغتسل: تَيَمَّم»

Примечание: пришел достоверный асар от Ибн ‘Аббаса: «Если у человека есть ранения на пути Аллаха или другие раны, и его постигло половое осквернение, то пусть возьмет таяммум, если боится, что умрет, если возьмет гусль». (аль-Хаким, Ибн Хузейма).

396. Границы опасности, при которой можно взять таяммум – боязнь усиления болезни, или затягивание ее излечения, или боязнь заболеть, или боязнь непереносимой боли.

397. Обтирание повязки, наложенной на рану – обтирается влажной рукой при гусле или малом омовении и таяммум брать не нужно.

В этом вопросе нет явного, достоверного довода. Сподвижники часто были ранены, и не пришло от них сообщений о том, что нужно собирать между омовением и таяммумом. Но, наоборот пришло достоверно от Ибн ‘Умара о том, что он давал фетву и сам практиковал обтирание на повязку («аль-Аусат» Ибн уль-Мунзира и «аль-Кубра» аль-Бейхакы) и внешне никто из сподвижников не противоречил ему. Также можно провести аналогию повязки на кожаные носки.

Примечание: 1) Хадис ‘Али о том, что однажды он сломал одну из костей, и ему было приказано обтирать на повязку (Ибн Маджа) – очень слабый. В нем: ‘Амр ибн Халид аль-Уасытый – лжец (каззаб).

2) Хадис Джабира о том человеке, который был ранен, затем взял гусль и умер. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ему было достаточно взять таяммум, обвязать голову повязкой, а затем обтереть ее, и помыть все остальное тело». (Абу Дауд) – слабый. В нем: аз-Зубейр ибн Хурейк (خريق) – слабый, и к тому же, он противоречит аль-Ауза’и (имам), который передал его от Ибн ‘Аббаса.

398. Разрешено ли обтирать повязку, наложенную в состоянии осквернения – да.

399. Нужно ли обтирать повязку полностью – да, потому что она заменяет мытье в постановлении. И так же, как моешь орган полностью, то и обтираешь полностью.

400. Если обтер повязку при омовении, а затем снял ее, портится ли омовение – нет. Как в вопросе с носками (см. вопрос 222). Ведь повязка заменяла орган тела, значит, омовение было полноценным

401. Что делать при очищении с открытой раной, на которую не наложена повязка – если невозможно ее помыть, то необходимо протереть ее влажной рукой, если и это невозможно, то нужно взять омовение или гусль, помыв все, кроме этой раны, затем взять таяммум за непромытое место раны.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ فَاتَّقُوا اللَّـهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ ﴾

«Остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете». — [64:16].

«ما نهيتكم عنه فاجتنبوه و ما أمرتكم به فأْتوا منه ما استطعتم»

А также хадис Абу Хурейры марфу’ан: «То, что я запретил вам, то этого сторонитесь, а то, что приказал, то выполните из этого то, что сможете». (Согласованный).

Примечание: эти доводы годятся в той ситуации, если человек способен протереть открытую рану. А если не способен, то есть ли польза от его омовения, ведь все равно ему нужно брать таяммум после этого? Так же, как если бы он во время искупления (каффара) был способен накормить 9 бедняков, а потом еще должен был держать уразу за 10-го бедняка. Ведь пользы от кормления 9-ти бедняков нет никакой. И мнение о том, что он должен взять омовение настолько, сколько сможет, а за непромытую рану должен взять таяммум – мнение шейха Мухаммада ибн Хизама. Дополнительно вернись к вопросу 375 и поразмышляй.

402. С чего начинать с таяммума или гусля в ситуации прошлого вопроса – без разницы.

Довод – отсутствие довода на порядок.

403. Нужно ли помещать таяммум в процесс омовения – нет, это нововведение.

Например, поранена рука и не может ее помыть, и совершает таяммум тогда, когда дошел до руки. Нет довода на это. Нововведение из-за хадиса: «Кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, оно будет отвергнуто».

404. Если рана на лице или руках и не способен на таяммум – спадает обязанность таяммума.

Довод – см. вопрос 401. И хадис — «то выполните из этого то, что сможете» не годится в довод на совершение неполноценного таяммума. Так же, как недостаточно накормить пять бедняков, если нет возможности на десятерых. 

405. Если боится сильного холода воды или погоды можно ли таяммум – да. См. вопросы 395 и 401.

406. Нужно ли брать таяммум для каждого намаза – нет.

Довод – см. вопрос 366.

Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса: «Из Сунны – то, чтобы человек не совершал с таяммумом, кроме как один намаз. Затем ему нужно взять таяммум для другого намаза». (ад-Даракутни) – очень слабый. В нем: аль-Хасан ибн ‘Умаара – оставленный передатчик (матрук).

407. Если боится упустить время намаза и не успевает омовение можно ли таяммум – да.

Довод – см. вопрос 368. Он в положении того, у кого нет воды, ведь все равно он не способен ею воспользоваться. И если он пойдет брать омовение, тогда не выполнит условие действительности намаза, а это — время намаза. А так, он может застать время намаза, совершив его с полноценным шариатским очищением, то есть таяммумом.  

408. Если проснулся в конце времени намаза, не успевает вуду, можно ли таяммум – нет, нужно спокойно взять омовение и прочитать намаз, даже если время его выйдет, так как в данном случае есть оправдание.

«من نام عن صلاة أو نسيها فلْيصِلها إذا ذكرها و في رواية: فوقتها أن يصليَها إذا ذكرها»

Довод – хадис Анаса марфу’ан: «Тот, кто проспал намаз или забыл о нем, тот пусть совершит его тогда, когда вспомнит о нем», а в риуаяте: «ведь его время тогда, когда он вспомнит о нем». (Согласованный).

409. Можно ли таяммум если боится упустить намаз джаназа – нет.

410. Можно ли таяммум если боится упустить праздничный или пятничный намаз – нет.

Довод на вопрос 409 и 410 – см. вопрос 368. А он может найти воду. И если ушел намаз джаназа, то совершает его с людьми на кладбище. Пятничный? Совершает Зухр намаз, ведь его время не ушло. Праздничный? Если не успел с имамом, то может совершить со вторым джама’атом, ведь его время до отхода солнца от зенита. И у него есть оправдание (нет омовения).  

411. Если забыл, что вода есть, взял таяммум совершил намаз, затем вспомнил – должен совершить намаз заново, взяв омовение. Потому что забывчивость не является оправданием для действительности намаза без омовения. И если человек вспомнил, что совершил намаз без омовения, даже после выхода времени намаза, то он обязан совершить этот намаз заново.

412. Вода есть, но не смог ее найти и совершил намаз с таяммумом, затем нашел воду – намаз действителен и совершать заново его нельзя. См. вопрос 368.

413. Таяммум из одного места несколькими людьми – действителен.

Довод – отсутствие довода на то, что земля теряет свое свойство очищать (дополнительно вопрос 366).

414. Если вода есть, но боится умереть от жажды – таяммум. См. вопрос 374.

415. Если вода есть, но кто-то нуждается в ней, можно ли отдать и взять таяммум – нужно отдать, если это человек, кровь которого запрещена (все, кто кроме воюющего неверующего). Это — слова шейх уль-Ислама Ибн Теймии в «аль-Ихтиярат аль-Фикхия» на странице 20.

416. Если в половом осквернении, но таяммум взял от малого осквернения – недействительно, и ему нужно взять таяммум заново с намерением от полового осквернения из-за хадиса ‘Умара о намерении.

417. Можно ли брать таяммум вместо желательного гусля при отсутствии воды – нет, т.к. таяммум был узаконен только для поднятия религиозного осквернения (дополнительно см. вопрос 340).

418. Таяммум для удаления нечистоты – совершать его неузаконено, ведь таяммум узаконен только для поднятия смыслового религиозного осквернения.

419. Бисмиллях перед таяммумом – желательно (мустахабб).

Довод – аналогия на малое омовение из-за хадиса: «Таяммум – очищение мусульманина…». (см. вопрос 390)

420. Можно ли половой акт если нет воды и придется брать таяммум – да.

Довод – аят (смысл):

﴿ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُم مِّنْهُ ﴾

«Или вы прикасались к женщинам [имели с ними близость] и не нашли воды, то (вместо омовения водой) совершайте обряд очищения чистой землей [таяммум] и обтирайте ею [чистой землей] ваши лица и руки». — [5:6].

Слово этого аята обобщенное. Хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (по известной цепочке) о том, что однажды люди спросили пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Человек хочет совершить половой акт, но у него нет воды. Можно ли ему совершать его?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да» — слабый. В нем: Хаджадж ибн Артат – слабый и мудаллис. К тому же, в цепочке ‘Амра ибн Шу’ейба от отца от его деда он делает тадлис чаще всего.

Асары – 1) Дозволено (установлено от Джабира). 2) Нежелательно — от ‘Али, Ибн Мас’уда, Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, но все они недостоверные.

Асар ‘Али: «Пусть не совершает половой акт со своей женой, пока не найдет воду». В нем: ‘Ата ибн ас-Саиб – слабый, запутавшийся. От него передает Хаммад ибн Саляма, а он передает от него как до, так и после запутывания.

Асар Ибн Мас’уда, в котором есть прерванность между сыном Ибн Мас’уда – Абу ‘Убейдой и его отцом – Ибн Мас’удом.

Асар Ибн ‘Аббаса: «Не подобает ему совершать половой акт». В нем: неназванный передатчик (мубхам).

Асар Ибн ‘Умара: «Я бы так не делал». В нем: Абу аль — ‘Аууам – либо неизвестный (маджхуль), либо аль-Каттан, тогда иснад прерванный, ведь он не слышал хадисов от Ибн ‘Умара.