Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/010-glava-jamaga-imam-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
10. Глава о коллективном намазе и имамстве
1012. Как собрать между хадисами 383-385 – тот хадис, в котором сказано, что награда больше в 27 раз не противоречит тому, в котором сказано в 25 раз, т.к. 25 включается в 27. Это – то, что называется «Слабость понимания цифр», то есть «مفهوم العدد ضعيف».
К тому же награда может разниться от многих факторов – от смирения в нем, должного его соблюдения, количества и качества людей в джама’ате, совершения его в первом ряду и т. д.
383 хадис – хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Коллективный намаз лучше, чем намаз в одиночестве на двадцать семь степеней» (Согласованный).
384 и 385 хадис – «на двадцать пять степеней». (со слов Абу Хурейры согласованный [384] и со слов Абу Са’ида у аль-Бухари [385]).
Примечание: тот, кто совершает намаз в коллективе, но в доме или на рынке и т.д., а не в мечети, тот не получает указанную награду, ведь в некоторых риуаятах пришло: «Коллективный намаз лучше, чем его намаз дома и на рынке…».
1013. Почему намазы ‘иша и фаджр являются самыми тяжелыми намазами для лицемеров – т.к. раньше в мечетях не было света, поэтому люди не видели друг друга в этих намазах, а соответственно уменьшалось желание лицемеров идти на него, т.к. их цель это — то, чтобы их видели люди.
Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Самыми тяжелыми намазами для лицемеров являются намаз ‘Иша и Фаджр, но если бы они знали, что им будет (из награды) за эти два намаза, то они непременно бы пришли на них даже ползком». (Согласованный). Из этого хадиса берется, что все намазы тяжелы для лицемеров в мечети из-за того, что в нем пришло имя существительное в предпочтительной форме (аф’аль ат-тафдыль): «Самыми тяжелыми намазами», то есть, эти два намаза являются самыми тяжелыми из всех тяжелых для них.
1014. Каково постановление совершения обязательного намаза в коллективе – обязательно для каждого мужчины.
Довод – относительно этого есть множество доводов.
Из них: 1. Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, порой я желал приказать, чтобы принесли дров, и они были собраны, затем приказать дать азан на намаз, а затем приказать кому-нибудь провести намаз с людьми, а самому пойти к тем людям, которые не приходят на намаз, и сжечь их дома. Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, если бы один из них узнал, что в мечети он найдет кость, на которой есть мясо или два хороших куска мяса (между копытами животного), то он непременно бы пришел на ‘Иша намаз». (Согласованный).
2. Хадис Абу Хурейры о том, что однажды пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, слепой человек и сказал: «Посланник Аллаха! У меня нет помощника, который бы водил меня в мечеть», и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил ему не приходить в мечеть, а когда он отвернулся, то позвал его и спросил: «Слышишь ли ты призыв на намаз?» Он ответил: «Да». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Тогда отвечай на него». (Муслим).
3. Передается со слов Ибн Мас’уда (поразмышляй над этими словами!): «Тот, кого обрадует завтрашняя встреча с Всевышним Аллахом, будучи мусульманином, тот пусть относится к этим намазам бережливо, где и когда бы к ним не призывали. Ведь поистине, Всевышний Аллах узаконил для вашего пророка Сунны прямого пути, а они из Сунны прямого пути. И если бы вы совершали намазы в своих домах так же, как совершает их этот, который не приходит на коллективный намаз, совершая его дома, то вы бы оставили Сунны прямого пути. А если вы оставите Сунны прямого пути, тогда заблудитесь. И я помню нас (во время пророка), и не оставлял тогда коллективный намаз никто, кроме такого лицемера, чье лицемерие было известным. И бывало даже такое, что человека приводили так, что его несли между двумя людьми, пока не ставили его в ряд». (Муслим).
4. Слова Аллаха о намазе страха:
«И когда ты (о, Пророк) будешь находиться среди них (на поле сражения) и руководить для них молитвой [страха], то пусть (сначала) встанет (в молитве) вместе с тобой одна часть из них, и пусть они [молящиеся] возьмут свое оружие» — [4:102].
Из этого аята понимается, что сподвижники не оставляли коллективный намаз и совершали его даже в такой сложной ситуации.
1015. Является ли обязательным совершение коллективного намаза именно в мечети – да, потому что доводы относительно обязательности намаза в коллективе указывают именно на обязательность их совершения в мечети. К примеру, хадис о слепом человеке (см. вопрос 1014), ведь, несмотря на его положение, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не послал к нему людей, чтобы они совершили намаз с ним дома в коллективе, а приказал ему приходить в мечеть.
Примечание: 1) Хадис Абу-д-Дарды марфу’ан: «В какой бы пустыне или городе не было три человека, среди которых не выстаивается коллективный намаз, то ими непременно завладеет шайтан. Поэтому придерживайся коллектива, ведь волк пожирает только ту овцу, которая отделилась от группы». (Абу Дауд) – слабый. В нем: ас-Саиб ибн Хубейш – в нем есть слабость.
2) Хадис Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Тот, кто слышал призыв на намаз, и не пришел на него, то нет у него намаза, кроме как если у него есть уважительная причина» (Ибн Маджа, ад-Даракутни, аль-Хаким и др.) – правильно, что он – маукуф (слова Ибн ‘Аббаса). В нем: отклонился передачей в виде марфу’ Хушейм ибн Башир, а остальные ученики Шу’бы передали его в виде маукуф. Имам Ахмад и др. хафизы посчитали его маукуфом («Фатх уль-Бари» Ибн Раджаба). Но даже если бы он был достоверным от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то слова: «то нет у него намаза» нужно понимать, что нет у него полноценного намаза с той наградой коллективного намаза.
Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «У этого хадиса есть слабая добавка: «А что является уважительной причиной, посланник Аллаха?». Тогда он ответил: «Страх и болезнь» (Абу Дауд)».
1016. Если человек совершил намаз, но придя в мечеть, увидел, что люди читают его, нужно ли повторить – да.
Довод – хадис Язида ибн уль-Асуада о том, что однажды он совершал утренний намаз с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончил намаз, то увидел двух человек, которые не совершали намаз вместе с людьми. Он приказал привести их. Их привели, и они были напуганы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Что запретило вам двоим совершать с нами намаз?» Они сказали: «Мы уже совершили намаз в своих домах». Он сказал им: «Больше так не делайте. Если так получилось, что вы совершили намаз в своих домах, а затем застали имама, который еще не закончил намаз, то совершите его с ним, и он будет для вас добровольным». (Пятеро, кроме Ибн Маджи — «ас-Сахих уль-Муснад» №1200). Достоверный.
1017. Если в прошлой ситуации повторяет с людьми намаз магриб, то сколько ракаатов читает – три.
Довод – хадис Язида ибн уль-Асуада (см. прошлый вопрос). И нет проблем в том, что Магриб состоит из нечетного количества рака’атов, и нет в этом противоречия хадису Талька ибн ‘Али (см. вопрос 990), ведь время Уитра еще не наступило.
1018. Является ли повторение намаза с джамаатом обязательным – нет, является желательным.
Довод – хадис Язида ибн уль-Асуада (см. вопрос 1016). Там пришло: «…и он будет для вас добровольным».
1019. Если повторяет намаз с коллективом, то повторяет с намерением обязательного или желательного намаза – желательного.
Довод – см. вопрос 1016. Там пришло: «…и он будет для вас добровольным».
Примечание: это мнение достоверно установлено от Ибн ‘Умара (Ибн Аби Шейба), а от Ибн ‘Аббаса (там же) не установлено. В нем: аль-Харис аль-А’уар — лжец.
1020. Разрешено ли чтобы у имама и тех, кто за ним, были разные намерения в обязательном и желательном намазах – да.
Довод – хадис Язида (см. вопрос 1016).
А также хадис Абу Са’ида аль-Худри: «Однажды один человек зашел в мечеть, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже совершил намаз. Тогда он сказал: «Кто из вас увеличит награду для этого?» Тогда один человек встал и совершил намаз вместе с ним». (Ахмад, Абу Дауд). Достоверный. А в другом риуаяте пришло: «Кто из вас даст милостыню этому?»
Примечание: а что касается хадиса Абу Хурейры (см. вопрос 1024), то в нем имеется в виду следование за имамом в действиях, а не в намерении. Это потому что там пришли приказы на действия в намазе: «…и если он произнес такбир, то и вы произнесите такбир, и если он сделал поясной поклон, то и вы сделайте поясной поклон…» и т.д.
1021. Узаконен ли второй джамаат в мечети, в которой уже совершили намаз первым джамаатом – да.
Довод – хадис Абу Са’ида (см. прошлый вопрос). А также это мнение поддерживает асар Анаса (см. вопрос 1023). А что касается доводов противоположного мнения, то они недостоверные.
Из них: 1. Хадис Абу Бакры Нуфей’а ибн уль-Хариса о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приехал из окраин Медины для того, чтобы совершить намаз, но увидел, что люди уже совершили его. Тогда он пошел к себе домой, собрал свою семью и совершил намаз вместе с ними (ат-Табарани в «аль-Аусат») – слабый. В нем: Му’ауия ибн Яхья аль-Атраблиси (الأطرابْلسي) ад-Димашки – уровня хорошего хадиса, у которого есть отвергаемые хадисы (манакир). И этот хадис из них («аль-Камиль» и «аль-Мизан»).
2. Передается, что однажды Ибн Мас’уд пришел в мечеть, и увидел, что люди уже совершили намаз. Тогда он вернулся домой и совершил намаз вместе с аль-Асуадом и ‘Алькамой (‘Абдурраззак). Слабый асар. В нем: шейх Абу Ханифы – Хаммад ибн Аби Сулейман (в основе уровня хорошего хадиса) передает от Ибрахима ан-Наха’и. А в его передаче от ан-Наха’и есть слабость («Тахзиб ут-Тахзиб»).
3. Передается от аль-Хасана аль-Басри: «Если бывало такое, что сподвижники Мухаммада заходили в мечеть, и намаз в ней был уже совершен, тогда они совершали намаз по отдельности». (Ибн Аби Шейба). Слабый асар. В нем: Абу Хиляль Мухаммад ибн Салим (سليم) ар-Расиби (الراسبي) – слабый (более правильно).
Мнение о дозволенности второго джама’ата выбрали шейхи Ибн Баз, ‘Усеймин, Мукбиля и др., в противоречие шейху аль-Альбани.
Примечание: разногласие в этом вопросе есть только в том случае, если второй джама’ат в той мечети, в которой есть постоянный имам, потому что присутствует опасность того, что люди создают его из-за выхода против правителя. Однако эта причина не является достаточной, чтобы оставлять обязательное действие (коллектив). А если в мечети нет постоянного имама, или мечеть на рынке и т.д., то нет разногласия в дозволенности, кроме противоречия Лейса ибн Сабита, как это передал Ибн Раджаб («Фатх уль-Бари»).
1022. Если человек не успел на пятничный намаз, может ли совершить намаз зухр джамаатом в этой мечети – да.
Довод – ответ в этом вопросе частично похож на ответ в прошлом вопросе. И причина «опасность уподобления нововведенцам (хауариджам)» не является достаточной в том, чтобы оставлять коллектив, который является обязательным.
1023. Если люди совершают намаз вторым джамаатом, читают ли перед фардом сунну – да.
Довод – общие доводы об узаконенности желательного намаза в мечети и отсутствие довода на запрет.
Примечание: передается от Анаса, что однажды он опоздал на Фаджр намаз, дал еще раз азан, затем совершил Сунну намаз, а затем провел обязательный намаз со вторым джама’атом (аль-Бухари [му’алляк], Ибн Аби Шейба и ‘Абдурраззак). Достоверный.
1024. Является ли условием действительности коллектива, чтобы люди имели намерение, что следуют за имамом – да.
Довод – хадис ‘Умара марфу’ан: «Поистине, дела оцениваются лишь по намерениям». (аль-Бухари и Муслим).
А также хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Имам сделан только для того, чтобы за ним следовали, поэтому, когда он произнесет такбир, то и вы произносите такбир, и не произносите такбир, пока он не произнесет такбир. А когда он сделает поясной поклон, то и вы делайте поясной поклон, и не делайте поясной поклон, пока он не сделает поясной поклон. А когда он скажет: «Аллах услышал того, кто Его восхвалил», то вы говорите: «О Аллах, наш Господь, Тебе хвала». А когда он сделает земной поклон, то и вы делайте земной поклон, и не делайте земной поклон, пока он не сделает земной поклон. И если он совершает намаз стоя, то и вы совершайте его стоя, а если он совершает его сидя, то и вы все совершайте его сидя». (Абу Дауд — его основа у аль-Бухари и Муслима). Хороший, кроме добавки: «и не произносите такбир, пока он не произнесет такбир» и ей подобных. Причина: их добавил Мус’аб ибн Мухаммад (хороший), который противоречил (на его уровне) аль-А’машу, Сухейлю ибн Аби Салиху ас-Самману, Зейду ибн Асляму. А также (на уровне его шейха от Абу Хурейры) аль-А’раджу, Абу Йунусу вольноотпущ-ку Абу Хурейры и др. («аль-Муснад уль-Джами’»).
1025. Является ли условием действительности джамаата, чтобы имам имел намерение, что он имам в намазе – нет.
Довод – хадис Анаса: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз в месяц Рамадан, и тогда я пришел и встал сбоку (сзади сбоку) от него. Затем пришел другой человек и тоже встал, и так, пока нас не стала группа людей, а когда он почуствовал, что мы сзади, то стал совершать намаз быстро, а затем зашел домой…». (Муслим). Слова: «…а когда он почуствовал, что мы сзади» указывают на то, что это не является условием. Однако если имам понял, что за ним есть люди, ир ему нужно взять намерение на имамство.
Примечание: это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин.
1026. Если имам имеет намерение, что он имам, а люди, которые за ним не имеют намерения следования за ним – такой джамаат недействителен. Потому что в действительности джама’ата (коллектива) нет. А намерение одного имама не хватает для коллектива, ведь это подобно тому, как если бы он взял намерение на имамство в одиночестве. И чаще всего подобное происходит из-за того, что те, которые за имамом имеют убеждение такфира имама, но по каким-либо причинам вынуждены совершать намаз в коллективе и в т.п. ситуациях.
1027. Если вначале намаза совершал намаз один, а затем в намазе взял намерение, что следует за имамом – разрешено, и считается за джама’ат. И это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин.
1028. Если вначале намаза совершал намаз один, а затем в намазе взял намерение, что является имамом – это разрешено, и считается за джамаат.
Довод – см. вопрос 1025.
Примечание: если застал только часть коллективного намаза, затем встал, чтобы закончить намаз уже в одиночестве, и пришли люди и сделали коллектив за ним, то нет ничего страшного в том, чтобы взять намерение на коллектив. А что касается такой же ситуации, только относительно вопроса 1027, то им не нужно создавать коллектив, ведь первый коллектив уже считается засчитанным для них. К тому же, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и аль-Мугира ибн Шу’ба опоздали на часть коллективного намаза, а затем ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф дал салям, они встали, чтобы закончить намаз, и не сделали коллектив.
1029. Если человек прямо в намазе вышел из коллектива и дочитал намаз в одиночестве – если сделал это по уважительной причине, то это разрешено и намаз считается действительным. Если без уважительной причины, то его намаз действительный, но берет грех за оставление намаза в коллективе.
Довод – хадис Джабира об истории Му’аза (см. вопрос 1044).
Уважительные причины – имам слишком затягивает намаз, а он болен, или опасается того, что может испортить его намаз, или боится за свое имущество, семью, или боится, что отстанет от группы людей, с которой он в пути и т.п.
Оставление без уважительной причины – намаз действительный из-за того, что коллектив не является условием действительности намаза (см. вопрос 1012). Берет грех, если оставил коллектив для обязательного намаза
1030. Если человек внешне следует за имамом, но намерение у него, что не следует за имамом – его намаз действительный, но берет грех за оставление коллектива, кроме как, если был вынужден к этому (см. вопрос 1026).
1031. Различные положения, которые могут быть у имама и тех, кто следует за ним – четыре положения: 1) Следование (обязательно). 2) Соответствие (нежелательно). 3) Опережение (запрещено). 4) Отставание (если по уважительной причине, то намаз действительный). При этом если отстал на одно движение, то догоняет и продолжает следовать. Если отстал на целый рака’ат, то следует за имамом, затем после саляма имама доканчивает этот рака’ат. Если отстал более чем на одно действие, но менее чем рака’ат, то догоняет имама, а затем продолжает следовать за ним. Если по неуважительной причине – намеренное отставание от имама на столп в намазе делает намаз недействительным.
Довод на 1 и 2 – 1. Хадис Абу Хурейры (см. вопрос 1024). 2. Хадис аль-Бара ибн ‘Азиба (см. вопрос 877).
3. Хадис Абу Мусы марфу’ан: «А когда имам совершит поясной поклон, то и вы совершите поясной поклон, ведь имам совершает поясной поклон перед вами и поднимается из него перед вами, поэтому эта за то». (Муслим). Под словами: «…поэтому эта за то» имеется в виду равновесие нахождения имама и того, который за ним в поясной поклоне и др.
Примечание: нежелательность соотвествия имаму в движениях касаются лишь внешних действий в намазе, как поясной и земной поклон, вставание и сидение и т.п. А что касается произнесения слов, а также произведения действий, в которых не известно положение имама (указание пальцем в сторону киблы и т.п.), то это не касается этого.
Доводы на 3 – 1. Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Не боится ли тот, который поднимает свою голову перед имамом того, что Аллах превратит его голову в голову осла?!» (Согласованный).
2. Хадис Анаса марфу’ан: «Поистине, я являюсь вашим имамом, поэтому не опережайте меня ни в поясном поклоне, ни в земном поклоне, ни в стоянии, и не выходите из намаза раньше меня». (Муслим) и др. хадисы.
Доводы на 4 – следование за имамом в намазе является обязательным, а намеренное оставление обязательного в намазе ведет к недействительности намаза.
Довод – хадис ‘Айши марфу’ан: «Кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто». (Муслим). Отставание по уважительной причине – хадис намаза страха, в котором пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опережал некоторых из тех, которые за ним на много движений и у них была уважительная причина (см. «Главу о намазе страха»).
Примечание: сказал Ибн Кудама относительно уважительной причины: «Если имам опередил того, кто за ним на один столп (рукн), то он делает то, в чем его опередили, а затем догоняет имама. И нет в этом ничего страшного. Об этом заявил имам Ахмад, и я не знаю в этом разногласий». («аль-Мугни»).
1032. Действителен ли намаз того, кто намеренно, без уважительной причины, опередил имама в намазе – недействителен, даже если опережение произошло не на полноценный столп намаза, как если ушел на поясной поклон раньше имама и не успел встать с него до того, как имам также ушел на поясной поклон.
Довод – см. пункт 3 и 4 в прошлом вопросе. Правило фикха — «Запрет влечет за собой недействительность».
1033. Действителен ли намаз того, кто нечаянно опередил имама в намазе – намаз действителен, но должен вернуться к следованию за имамом. Ведь ненамеренное противоречие имаму не делает намаз недействительным.
1034. Что делать если человек сильно отстал в намазе от имама – ответ как в ответе на вопрос 1031.
1035. Нужно ли следовать за имамом в оставлении некоторых желательных действий намаза – нет.
Довод – общие доводы на совершение желательных действий в намазе. А хадис Абу Хурейры (см. вопрос 1024) касается внешних действий имама, как это было разъяснено в примечании к 1 и 2 пунктам в вопросе 1031. К тому же, мнение о том, что нужно совершать и оставлять из действий то, что совершает и оставляет имам может принести людям затруднения.
1036. Если имам сделал действие, делающее его намаз недействительным, то что с намазом тех, кто за ним – если у тех, кто за ним или у самого имама есть уважительная причина, то их намаз действительный.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Ваши имамы совершают намаз для себя и для вас, и если они совершили его правильно, то награда для вас и для них, а если ошиблись, то для вас награда, а им ошибка». (аль-Бухари).
Уважительная причина – к примеру, те, которые за имамом считают, что дотрагивание до полового органа портит омовение, и имам дотронулся до него, но не взял омовение из-за того, что он на мнении, что это не портит его. Или если имам совершил намаз без омовения намеренно или ненамеренно, а они не знали об этом. И если кто-либо из них умер после этого, то нет на нем греха, в противном случае их намаз недействителен.
Примечание: передается достоверно о том, что однажды ‘Умар совершил намаз с коллективом, будучи в состоянии полового осквернения по забывчивости, а затем сам повторил намаз, и не приказал людям совершать его заново (Малик, аль-Бейхакы).
1037. Есть ли прямая связь между действительностью намаза имама и тех, кто за ним – связь существует, но если у имама или тех, кто за ним есть уважительная причина, то намаз действительный (см. предыдущий вопрос).
1038. Что делать тому, кто не видит имама в намазе – следовать за действиями ряда, который перед ним.
Довод – хадис Абу Са’ида о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел то, что его сподвижники опаздывали на намаз, и сказал: «Приходите раньше и вставайте за мной, а те, которые за вами, пусть следуют в намазе за вами. И люди будут отдаляться до тех пор, пока Аллах не отдалит их». (Муслим).
Сказал имам ан-Науауи в разъяснении этого хадиса: «И слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «И люди будут отдаляться до тех пор, пока Аллах не отдалит их» означают: будут отдаляться от первого ряда до тех пор, пока Всевышний Аллах не отдалит их от Своей милости, или Своей великой щедрости, или от того, чтобы возвысить их или от знаний и т.п.» («Шарх Сахих Муслим» 4т./ 380 стр. изд. дом – «Дар уль-Ма’рифа» 14-ое издательство).
1039. Действителен ли намаз, если между имамом и людьми преграда – да, если ряды связаны друг с другом, если же ряды не связаны друг с другом по уважительной причине, то намаз действителен, если без уважительной, то намаз недействителен.
Довод – хадис Зейда ибн Сабита о том, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отделил себе комнату посредством коврика, сплетенного из листьев пальмы, и начал совершать в ней намаз. Тогда люди подошли и начали совершать за ним намаз…» и так до конца хадиса. И в нем пришло: «Лучший намаз — это тот намаз, который человек совершает дома, кроме обязательного намаза». (Согласованный).
Уважительная причина – если ряды разделяются дорогой, в которой сильно нуждаются люди, как например, в мечети аль-Харам и т.д. Но если есть такая дорога, в которой нет особой нужды, и соединение рядов достигается посредством совершения намаза на ней, и это не приносит неприятности людям, тогда нужно соединить ряды.
1040. Если люди выстроились в ряд в конце мечети и между ними и последним рядом большое расстояние – это нежелательно, но намаз действительный.
Нежелательно, потому что это противоречит Сунне (см. вопрос 1038). Намаз действительный из-за того, что этот джама’ат (коллектив) находится в мечети (см. вопрос 1015).
Примечание: 1) Сюда же входит ситуация, когда люди заполняют второй этаж мечети вместе с тем, что на первом этаже все еще есть пространство. 2) Если люди отдаляются от коллектива на расстояние и совершают намаз в конце мечети с намерением приближения к Аллаху, тогда это действие – нововведение (бида’а). А если по лени и т.п., тогда это не является нововведением.
1041. Совершение намаза теми, кто за имамом снаружи мечети – если ряды связаны друг с другом, или прерваны по уважительной причине, то намаз действителен, если же нет, то недействителен (см. вопрос 1039).
1042. Можно ли совершать намаз так, чтобы имам был выше тех, кто за ним – намаз действителен, но если это делается без нужды, то это нежелательно.
Довод – хадис Хузейфы о том, что однажды он был имамом над людьми на площади и встал на магазин, и тогда Абу Мас’уд взял его за рубаху (камис) и потянул, а когда Хузейфа закончил намаз, то Абу Мас’уд сказал ему: «Разве ты не знаешь, что им запрещалось делать это?!» Хузейфа ответил: «Я вспомнил это тогда, когда ты потянул меня». (Абу Дауд). Достоверный.
Примечание: постановление слов сподвижника: «им запрещалось делать это» — марфу’ (поднятого до пророка, да благословит его Аллах и приветствует). Слова: «запрещалось» указывают на нежелательность такого намаза, а не на запретность, потому что внешне кажется, что запрет возвращается не к самой сущности намаза (запрещен намаз стоя выше людей), а к другому фактору (запрещено стоять в намазе выше людей). А также из-за того, что Хузейфа зная о постановлении, продолжил свой намаз.
Нужда – обучение людей намазу и т.п. Передается со слов Сахля ибн Са’да о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучал людей намазу, совершая его на минбаре, и в нем пришло: «Я сделал это только для того, чтобы вы следовали за мной и обучались моему намазу». (Согласованный).
1043. Можно ли совершать намаз так, чтобы те, кто за имамом были выше имама – да.
Довод – нет довода на запрет. А если кто-то скажет: «Но ведь основа в поклонении – запрет, кроме как то, на что пришел довод?», то ответ: есть общие доводы на узаконенность совершения намаза за имамом, в противоречие предыдущему вопросу, ведь относительно той ситуации пришел частный контекст.
Примечание: передается то, что однажды Абу Хурейра совершал намаз за имамом на крыше мечети (аль-Бухари [в подвешанном состоянии — му’алляк], Ибн Аби Шейба, ‘Абдурраззак). Достоверный.
1044. О том, что имам должен облегчать намаз и не затруднять его людям – это Сунна.
Довод – 1. Хадис Джабира: «Однажды Му’аз совершал намаз ‘Иша со своими соплеменниками и удлинил для них намаз. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Разве ты хочешь быть сеющим смуту, Му’аз?! Когда ты возглавляешь намаз над людьми, то читай «Клянусь солнцем и его сиянием» и «Славь имя Твоего Господа Всевышнего» и «Клянусь ночью, которая покрывает землю»». (Согласованный).
2. Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Когда один из вас ведет намаз с людьми, то пусть облегчает для них, ведь среди них есть маленькие дети, пожилые и слабые люди, а также те, у которых есть какие-то дела. А если совершает намаз в одиночестве, то пусть совершает его так, как пожелает». (Согласованный).
3. Хадис Абу Мас’уда аль-Ансари о том, что однажды один человек пожаловался пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что его имам слишком удлиняет намаз. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разгневался и сказал: «Люди! Поистине, среди вас есть те, которые отталкивают людей. Поэтому кто бы из вас не вел намаз с людьми, пусть не затягивает для них». (Согласованный).
Примечание: понятие «облегчение для людей» возвращается к Сунне, ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывая людям на благо, не противоречил самому себе в основе, кроме как редко (чтение «аль-А’раф» в намазе Магриб и т.п.). И неправильно возвращать понятие «облегчение для людей» к желаниям самих людей, которые за имамом, ведь их желания слишком разные. И если за тобой 1-2 человека, которые не могут вытерпеть Сунну, то не нужно оставлять ее из-за них, и пусть совершают намаз сидя. А если большинство тех, кто за тобой не могут, то лучше оставить Сунну из-за шариатской пользы, чтобы не отталкивать людей. Но вместе с этим нужно обучать их Сунне.
1045. Разрешается ли совершать обязательный намаз повторно для того, чтобы быть имамом для людей – да, но с намерением добровольного намаза.
Довод – хадис Джабира, который приходил в прошлом вопросе. В нем пришло, что Му’аз совершал намаз ‘Иша за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, поздно ночью, а затем проводил намаз со своими соплеменниками в качестве имама с намерением добровольного намаза. Или то, что сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с двумя разными джама’атами намаз страха два раза в качестве имама (см. «Главу о намазе страха»). Довод на то, что нужно совершать намаз с намерением добровольного намаза – см. вопрос 1016.
1046. Как должен совершать намаз тот, кто способен стоять, за имамом, который не может стоять – сидя. Это является желательным.
Довод – собирание между хадисами.
Приказ – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «…и если имам совершает его сидя, то и вы совершайте его сидя все вместе». (Согласованный). Дополнительно см. вопрос 1024.
Также хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Поистине, из подчинения Аллаху — то, чтобы вы подчинялись мне, а из подчинения мне – то, чтобы вы подчинялись своим правителям (в риуаяте: имамам – прим. пер.), поэтому когда они совершают намаз сидя, то и вы совершайте его сидя». (Ахмад — «ас-Сахих уль-Муснад»).
Разрешение совершать намаз стоя – хадис ‘Айши об истории намаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с людьми тогда, когда он был болен. Она сказала: «Он пришел и сел слева от Абу Бакра. Он совершал с людьми намаз сидя, а Абу Бакр стоя, и Абу Бакр следовал за намазом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а люди за намазом Абу Бакра». (Согласованный).
Примечание: некоторые ученые сказали, что хадис ‘Айши аннулировал хадис Абу Хурейры и Ибн ‘Умара, но это неправильно из-за нескольких причин. Из них: 1) Из условий аннулирования – невозможность собирания между хадисами, а в данном случае оно возможно. 2) Как происходит собирание? Два варианта: А) Тем, которые за таким имамом желательно совершать намаз сидя. Б) Сподвижники следовали за намазом того имама, который начал с ними намаз, а это – Абу Бакр (оба разъяснения привел Ибн Раджаб в «Фатх уль-Бари»). 3) Мнение о совершении намаза сидя достоверно установлено от Усейда ибн-Худейра, Джабира, Абу Хурейры, Кайса (Ибн уль-Мунзир, Ибн Аби Шейба, ‘Абдурраззак).
Примечание: хадис: «Пусть никто не ведет намаз с людьми после меня сидя» — очень слабый. В нем: Джабир аль-Джу’фи – оставленный (матрук) и обвиненный во лжи.
1047. Кто имеет больше прав быть имамом в намазе – тот, кто знает из Корана больше, если равны, то тот, кто обладает большим знанием Сунны, если равны, то тот, кто раньше других отошел от грехов или совершил Хиджру, если и в этом равны, то старший по возрасту.
Довод – 1. Хадис ‘Амра ибн Салимы ибн Кайса аль-Джарми: «Сказал мой отец: «Я прибыл к вам от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в действительности, и он сказал: «Если наступило время намаза, то пусть один из вас даст азан, и пусть имамом над вами будет тот, который больше остальных знает из Корана»». И тогда люди посмотрели, и не было никого, кто знал бы Коран больше меня, и они поставили меня, а мне тогда было шесть или семь лет». (аль-Бухари, Абу Дауд, ан-Насаи).
И он знал больше других Коран, потому что жил близко к дороге, и когда сподвижники проезжали мимо, то останавливались у них, и он заучивал у каждого из сподвижников что-то из Корана.
2. Хадис Абу Мас’уда марфу’ан: «Имамом над людьми должен быть тот, который лучше всех в чтении Книги Аллаха, а если они равны в чтении, то самый знающий относительно Сунны. А если они равны относительно Сунны, тогда тот, кто раньше всех сделал Хиджру, а если они равны в Хиджре, тогда тот, который опередил остальных к Исламу (а в риуаяте: самый старший). И пусть один человек ни в коем случае не становится имамом над другим в его владении, и не садится на его ложе в его доме, кроме как с его разрешения». (Муслим).
Примечание: 1) Если один человек заучил весь Коран (плохо, и допускает ошибки в чтении, которые меняют смысл аятов, или часто ошибается так, что его постоянно поправляют и т.п.), а второй заучил часть Корана, но безупречно, тогда имамом нужно поставить второго. Это и есть смысл слов хадиса: «лучше всех в чтении Книги Аллаха». 2) Если есть два чтеца, полностью выучивших Коран, которые примерно одинаково хорошо читают Коран, то выбирается ли из них тот, голос которого лучше и приятнее? Ответ: нет, и на это нет довода, но выбираются критерии, указанные в вышеупомянутых хадисах.
1048. Может ли быть имамом ребенок, не достигший возраста полового созревания – да, в желательном и обязательном намазе (см. хадис ‘Амра ибн Салима в прошлом вопросе).
1049. Может ли быть имамом раб (несвободный человек) – да.
Довод – общность хадисов, указанных в вопросе 1047.
Примечание: достоверно пришло от Ибн Мас’уда, Абу Зарра, Хузейфы о том, что они совершали намаз за рабом Абу Са’идом – вольноотпущенником Абу Усейда (Ибн уль-Мунзир, Ибн Аби Шейба), а от ‘Айши то, что она совершала намаз за рабом по имени Закуан (читал из мусхафа) – см. «Фатх уль-Бари» Ибн Раджаба и «аль-Мугни».
1050. О том, что человек имеет больше прав быть имамом в своем доме – это так, кроме как если хозяин дома сам позволит кому-либо встать имамом.
Довод – общность хадиса Абу Мас’уда (см. вопрос 1047). А также асар Абу Са’ида – вольноотпущенника Абу Усейда: «Однажды я позвал людей из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тогда, когда женился, и я в то время был еще рабом, и среди них были ‘Абдуллах ибн Мас’уд, Абу Зарр и Хузейфа. Наступило время намаза, и я сказал: «Пусть один из вас встанет вперед и проведет намаз, но они сказали: «Нет. Ты имеешь больше прав на это»». (см. также вопрос 1049). В некоторых риуаятах пришло, что Хузейфа хотел встать вперед, но Ибн Мас’уд оттянул его назад.
1051. Если пришел постоянный имам, а люди уже выдвинули другого, может ли он отозвать его – разрешено, если все с этим согласны, если же людям это не понравится, то это нежелательно.
Довод – хадис Сахля ибн Са’да об истории пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра (см. вопрос 641).
Примечание: в этом хадисе есть указание и намек на то, что правителем после пророка, да благословит его Аллах и приветствует, должен стать Абу Бакр.
1052. Разрешено ли женщине быть имамом перед мужчинами в намазе – нет (абсолютно).
Довод – хадис Абу Бакры марфу’ан: «Не достигнет успеха тот народ, который отдал дело управления женщине». (аль-Бухари). А те, которые за имамом отдают дело управления ими ей. И тот, кто совершит намаз таким образом, его намаз недействительный. И пришел об этом асар от ‘Айши. То есть, то, что она совершала намаз за рабом, вместе с тем, что больше него знала из Корана.
Примечание: хадис Джабира марфу’ан: «Пусть ни в коем случае женщина не возглавляет намаз над мужчиной, а бедуин над переселенцем (мухаджиром), а также грешник над праведным верующим». (Ибн Маджа) – очень слабый. В нем: ‘Абдуллах ибн Мухаммад аль — ‘Адауи – оставленный передатчик (матрук) и ‘Али ибн Зейд ибн Джуд’ан – слабый.
1053. Разрешено ли быть имамом бедуину – да, кроме как если он не умеет должным образом читать Коран, или не знает постановлений намаза.
Довод — общность хадиса Абу Мас’уда (см. вопрос 1047).
1054. Действителен ли намаз за неверующим человеком – нет, но если человек узнал об этом только после намаза, то не должен его совершать заново. Потому что в отношении него это считается уважительной причиной (см. вопрос 1036). Это мнение выбрали шейхи ‘Абдуррахман ас-Са’ди и Ибн ‘Усеймин («аш-Шарх уль-Мумти’» 4т./310стр. и «Гаят уль-Марам» 6т./240стр.).
1055. Действителен ли намаз за грешником и нововведенцем – да, кроме как если нововведение уровня, выводящего из Ислама.
Довод – общность хадиса Абу Мас’уда (см. вопрос 1047).
Примечание: сподвижники совершали намаз за аль-Хаджаджем ибн Йусуфом, как например, Ибн ‘Умар (Ибн Аби Шейба), и то, что он сделал Хадж вместе с ним (аль-Бухари). А также Ибн Мас’уд и другие совершали намаз за аль-Уалидом ибн ‘Укбой (наместник, которого поставил ‘Усман), который распивал спиртное. Передается, что однажды он совершил Фаджр намаз в четыре рака’ата, а затем, повернулся к людям и сказал: «Добавить вам еще?», на что Ибн Мас’уд ответил: «Мы продолжаем добавлять с тобой». (‘Умар ибн Шабба в «аль-Исти’аб»). Сказал шейх Ибн Хизам: «Иснад этого сообщения прерванный (мункаты’) и его основа у Муслима». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./44стр.). И у Муслима пришло, что он совершил два рака’ата, а затем сказал: «Добавить вам еще?».
1056. Можно ли совершать намаз за человеком, положение которого неизвестно – да.
Довод – общность хадиса Абу Мас’уда (см. вопрос 1047).
Примечание: не является условием следования за имамом в намазе то, чтобы человек знал убеждение своего имама путем того, что будет распрашивать его перед совершением намаза.
1057. Действителен ли намаз за человеком, у которого нет обрезания – да.
Довод – общность хадиса Абу Мас’уда (см. вопрос 1047) и нет довода на запрет. Правило — «Тот, чей намаз является действительным, имамство того также действительно».
Примечание: Передается от Ибн ‘Аббаса, что он сказал о необрезанном человеке: «Мясо, зарезанное им, не употребляется в пишу, и его намаз не является действительным». («Тухфат уль-маудуд би ахкам иль-маулюд» Ибн уль-Кайим). Достоверный.
1058. Каково постановление выравнивания рядов перед намазом – обязательно.
Довод – 1. Хадис Анаса марфу’ан: «Уплотняйте ваши ряды, и приближайте одни ряды к другим и выравнивайте их посредством шей». (Абу Дауд, ан-Насаи и др. — «ас-Сахих уль-Муснад»).
2. Хадис ан-Ну’мана ибн Башира марфу’ан: «Либо вы будете выравнивать свои ряды, либо Аллах раздорит ваши лица». (Согласованный). А в риуаяте пришло: «…раздорит между вашими сердцами».
3. Хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Выравнивайтесь, и не разнитесь, а иначе будут разногласить ваши сердца». (Муслим).
1059. О необходимости того, чтобы имам побуждал людей к выравниванию рядов перед намазом – желательно.
Довод – см. прошлый вопрос.
Примечание: имаму надлежит не начинать намаз, кроме как если ряды выравнены. Достоверно установлено от ‘Умара и ‘Усмана то, что они приказывали некоторым людям, чтобы те выравнивали ряды, и начинали намаз только тогда, когда им сообщали, что ряды выравнены (‘Абдурраззак). Если за имамом мало людей и ряды выравнены, то можно не произносить эти фразы (хадис ан-Ну’мана ибн Башира — выше). Ведь в нем пришло: «Хотел сделать такбир, но увидел человека и …».
1060. Как необходимо выравнивать ряды – посредством уравнивания по шеям, плечам, коленям, щиколоткам, стопам и пяткам.
Довод – 1. Хадис Анаса (см. вопрос 1058).
2. Хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Выравнивайте свои плечи». (Абу Дауд). Достоверный.
3. Хадис ан-Ну’мана ибн Башира: «Я видел, как один человек соединяет свое плечо с плечом соседа, и свое колено с коленом соседа, и свои щиколотки с щикотлотками соседа». (Абу Дауд). Хороший.
4. Хадис Анаса: «Один из нас соединял свое плечо с плечом своего соседа и свои стопы с его стопами». (аль-Бухари).
1061. О необходимости того, чтобы ряды были близко друг к другу – это как минимум желательно (см. вопрос 1038).
1062. Кто имеет больше прав для того, чтобы занимать первый ряд намаза – уважаемые и знающие люди, старшего возраста.
Довод – 1. Хадис Абу Мас’уда аль-Ансари марфу’ан: «Пусть за мной встают почетные люди, а затем те, которые после них, а затем те, которые после них». (Муслим).
2. Хадис Убэйя ибн Ка’ба о той истории с Кайсом ибн ‘Убадой (мухадрам), когда Убэй ибн Ка’б оттянул его прямо в намазе из первого ряда и встал вместо него. И этот мальчик сказал: «Клянусь Аллахом, я не мог думать о своем намазе из-за этого». (ан-Насаи — «ас-Сахих уль-Муснад» №8).
Примечание: из хадиса Абу Мас’уда понимается, что нет ничего страшного ин шаа Аллах в том, чтобы дети стояли в краях первого ряда из-за слов в хадисе: «Пусть за мной встают почетные люди…».
1063. Что значит — лучшие ряды мужчин первые, а худшие последние, а у женщин наоборот – лучшие – т.е. больше по награде и ближе к требованию шариата, худшие – т.е. меньшие по награде и дальше всего от требования шариата. Что касается рядов женщин, то этот хадис касается только того случая, когда женщины стоят за мужчинами.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Лучшие ряды мужчин – первые ряды, а худшие – последние. И лучшие ряды женщин – последние ряды, а худшие — первые». (Муслим).
Примечание: если женщины совершают намаз в одной мечети с мужчинами, то им нужно начинать выстраивать ряды от последнего к первому из-за вышеуказанного хадиса.
1064. Какая сторона ряда более предпочтительна — правая или левая – правая.
Довод – общие доводы о предпочтении правого левому (см. вопрос 184 в «Главе о малом омовении»).
Примечание: хадис ‘Айши марфу’ан: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют правые ряды». (Абу Дауд) – в нём есть болезнь. Больным его назвал аль-Бейхакы в своем «Сунане», сказав: «Сохраненная версия от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах и Его ангелы благославляют тех, которые заполняют ряды»».
1065. Если с имамом в намазе только один человек, то где этот человек должен встать относительно имама – справа, параллельно с имамом.
Довод – хадис Ибн ‘Аббаса: «В ту ночь я совершал намаз с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и встал слева от него, тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за голову сзади и поставил меня справа от себя». (Согласованный).
Примечание: нет довода на то, что если человек встает справа от имама, то должен встать немного позади него.
1066. Действителен ли намаз того, кто совершил его стоя слева от имама – да, но это противоречит Сунне из-за хадиса Ибн ‘Аббаса (см. прошлый вопрос), однако это разрешено при нужде, после того, как заполнится правая сторона от имама.
1067. Если с имамом в намазе два человека, то где они должны стоять относительно имама – позади него.
Довод – 1. Хадис Анаса: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз, и я с одним сиротой встали сзади него, а Умм Сулейм сзади нас». (Согласованный).
2. Хадис Джабира о том, что однажды он встал справа от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тогда пришел Джаббар ибн Сахр и встал слева от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял их обоих за руки и отодвинул назад. (Муслим).
Примечание: имам ан-Науауи в шархе сказал, что противоречил в этом только Ибн Мас’уд и два его ученика (аль-Асуад ибн Язид и ‘Алькама ибн Кайс ан-Наха’и), а после них сложилось единогласное мнение.
1068. Если с имамом три человека и более, то где они должны стоять относительно имама – позади него. Единогласное мнение на это передал имам ан-Науауи в шархе на «Сахих Муслим» (№534).
1069. Где должна стоять женщина в намазе относительно имама – позади него.
Довод – хадис Анаса (см. вопрос 1067).
Примечание: является ли действительным намаз, если возле человека в ряду стоит посторонняя для него женщина так, что он касается ее, а она его? Ответ: сказал шейх Мухаммад ибн Хизам на уроке: «Да, из-за отсутствия довода на аннулирование его намаза. Однако человек не должен совершать намаз подобным образом, ведь если запрещен взгляд на нее, то прикосновение тем более. Если он способен, то ему нужно выйти из намаза и найти другое место. А если около него супруга или близкая родственница, на которую ему дозволено смотреть и т.д. (махрам), то это – противоречие Сунне. Но если все-таки получилось так, что он стоит только с ней позади ряда, то он не считается совершающим намаз в одиночестве позади ряда».
1070. Если получилось так, что люди совершили намаз перед имамом, то действителен ли их намаз – намаз недействителен, кроме как при нужде и уважительной причине.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 1024). А также хадис от ‘Айши: «Кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто». (Муслим).
Примечание: нельзя заполнять пространство перед имамом, кроме как в том случае, если все остальные места заняты. И это мнение выбрали шейх уль-Ислама Ибн Теймия, Ибн уль-Кайим и шейх ‘Усеймин («Маджму’ уль-Фатауа» 23т./404стр., «И’лям уль-Муаки’ин» 2т./22стр., «аш-Шарх уль-Мумти’» 4т./372 стр.).
1071. Тот, кто успел на поясной поклон, засчитывается ли ему этот ракаат – да.
Довод – хадис Абу Баркы Нуфей’а ибн уль-Хариса ас-Сакафи о том, что однажды он зашел в мечеть, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в это время был в поясном поклоне, и он сделал поясной поклон до того, как дошел до ряда. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Да добавит тебе Аллах стремления, но больше так не делай». (аль-Бухари). Добавка: «Он сделал поясной поклон до того, как дошел до ряда, а затем пошел так к ряду». (Абу Дауд). Достоверная.
Ответ тем, которые приводят за свое мнение о том, что такому не засчитывается рака’ат хадис ‘Убады ибн Самита: «Нет намаза у того, кто не прочитал аль-Фатиху»: А) Этот хадис общий, а хадис Абу Бакры конкретизирующий. Б) Какая польза от этого стремления Абу Бакры, если все равно ему не будет засчитан рака’ат?! В) Сподвижники не передали, что Абу Бакра совершил этот рака’ат после саляма пророка отдельно, вместе с тем, что передавали все (и даже самые мельчайшие) детали относительно намаза и др. видов поклонений.
Примечание: 1) Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если вы пришли на намаз, и мы в земном поклоне, то совершайте земной поклон, но не считайте это за что-то, а тот, который застал поясной поклон, тот застал намаз» (Абу Дауд) – недостоверный. Сказал шейх Ибн Хизам: «В его иснаде: Яхья ибн Аби Сулейман аль-Мадани. Сказал про него аль-Бухари: «Его хадисы отвергаемые»» («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./53стр.).
2) Сказал шейх Ибн Хизам: «Мнение о том, что ему засчитывается рака’ат достоверно установлено от Ибн Мас’уда, Ибн ‘Умара, Зейда ибн Сабита. Сказал имам Ахмад: «Никто из мусульман не противоречил в этом»». (там же – см. выше).
3) Это мнение выбрали шейхи Ибн Баз, ‘Усеймин и аль-Альбани и др., в противоречие шейхам Мукбилю, Яхье аль-Хаджури и др.
1072. Если человек сомневается — успел ли он на поясной поклон, засчитывается ли ему этот ракаат – нет. Основа и убежденность — отсутствие рака’ата. Правило фикха — «Убежденность не уходит из-за сомнения».
1073. Условие ли засчитывания ракаата, чтобы человек постоял в поясном поклоне до поднятия имама – нет. Потому что довод пришел относительно успевания на поясной поклон, а не спокойствия в нем. Но обязательным для человека является то, чтобы он достиг спокойствия в поясном поклоне, прежде чем подниматься из него (см. вопрос 700).
1074. Узаконено ли совершать поясной поклон, еще не дойдя до ряда – да, если ряды близко.
Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн уз-Зубейра: «Если один из вас зашел в мечеть в то время, когда люди находятся в поясном поклоне, то пусть сделает поясной поклон и передвигается так, пока не встанет в ряд, ведь поистине, это — Сунна». (ат-Табарани в «аль-Аусат»). Достоверный. Шейх аль-Альбани назвал его достоверным («ас-Сильсиля ас-Сахиха»).
Примечание: но это ограничивается тем, чтобы ряд был близко. Сказал шейх Ибн Хизам: «Подобное действие достоверно пришло от Ибн Мас’уда, Зейда ибн Сабита и ‘Абдуллаха ибн аз-Зубейра, а что касается асара от Абу Бакра, то в нем есть прерванность». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./55стр.). А что касается слов: «Да добавит тебе Аллах стремления, но больше так не делай» (см. вопрос 1071), то под ними подразумевается: «не спеши на намаз», как пришло в хадисе Абу Хурейры (см. вопрос 1080). И таким образом собираются доводы.
1075. Является ли действительным намаз того, кто совершил его в одиночестве позади ряда – нет.
Довод – 1. Хадис Уасыбы (واصبة) ибн Ма’бада о том, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, который совершает намаз в одиночестве позади ряда, и тогда он приказал ему совершить его заново. (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и др.). Достоверный.
2. Хадис ‘Али ибн Шейбана марфу’ан: «Нет намаза у того, кто совершает намаз в одиночестве позади ряда». (Ибн Хиббан). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. В нем: ‘Абдуррахман ибн ‘Али ибн Шейбан – его положение неизвестно (маджхуль аль-халь). Но его поддерживает хадис Уасыбы ибн Ма’бада.
Примечание: у ат-Табарани передается добавка к хадису Уасыбы ибн Ма’бада: «Почему ты не зашел в ряд вместе с ними или не вытянул кого-нибудь?», но она очень слабая. В ней: ас-Сарий (السَّرِي) ибн Исма’иль – оставленный передатчик (матрук) и даже обвиненный во лжи.
1076. Засчитывается ли намаз, если сделал поясной поклон до ряда, и вошел в ряд после поясного поклона – да.
Довод – хадис Абу Бакры (см. вопрос 1071) и хадис ‘Абдуллаха ибн аз-Зубейра (см. вопрос 1074). Ведь в хадисе не пришло явного заявления того, что Абу Бакра успел войти в ряд до того, как имам поднял голову из поясного поклона или того, что он не успел. И само действие совершения поясного поклона до ряда (если он находится рядом) является узаконенным (см. вопрос 1074), тогда почему мы должны говорить, что его намаз недействителен, если он не успел встать в ряд до того, как имам поднял голову?!
1077. Что должен сделать тот, кто не находит себе никого, кто бы встал с ним в ряд – если может встать в ряд, подвинув людей, то делает так. Если не может, то пробует пройти к имаму, чтобы встать справа от него, и это если не принесет неприятности людям. Если не получается, то можно оттянуть кого-либо из последнего ряда, если при этом не возникнет промежутка в ряду.
1078. Каждый ли, кто встанет с тобой в ряд, образует этим ряд – в основе да, кроме того, чей намаз не принимается сам по себе, как неверующий, сумасшедший или очень маленький ребенок (гайру мумейз). Правило — «Тот, чей намаз является действительным, имамство того также действительно».
1079. Если начал намаз в одиночестве за рядом, но до поклона к нему в ряд подошел еще один человек – ракаат действителен.
Довод – хадис Абу Бакры (см. вопрос 1071). Шейх уль-Ислам Ибн Теймия передал единогласное мнение на то, что тот, который застал то, посредством чего засчитывается рака’ат, тот застал приказ выстраивания в ряд («Маджму’ уль-Фатауа» 23т./397стр.).
1080. Каково постановление того, кто торопится на намаз – этого нужно сторониться.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если вы услышали икаму, то идите на намаз в спокойном состоянии, и не торопитесь, и то, что вы застанете, то это совершите (с людьми), а то, что не застанете, то завершите (отдельно)». (Согласованный). Между скобок – прим. пер.
Примечание: если у человека есть уважительная причина на его опоздание на пятничный намаз, то он может поторопиться на него, кроме как если он и так застигнет его без торопливости.
1081. Если опоздал на первый ракаат, то тот ракаат, который он совершает, для него первый или второй – первый.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. прошлый вопрос). И это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин («Фатауа аль – ‘Усеймин» 15т./121стр.). А что касается риуаята: «а то, что не застанете, то восполните», то он разъясняется тем риуаятом, который приходил раньше, то есть: «а то, что не застанете, то завершите (отдельно)».
1082. Тот, кто опоздал на первые два ракаата, читает ли в тех ракаатах, которые он дочитывает, Фатиху – нет. Это – основа (см. вопрос 833).
Примечание: если успел в двух рака’тах, которые застал с имамом прочитать что-то из Корана после «аль-Фатихи», то не нужно читать после «аль-Фатихи» ничего в двух рака’атах, которые завершаешь отдельно. Об этом упомянул Ибн Раджаб и сказал, что он не знает, чтобы имам Ахмад или кто-либо другой из имамов заявляли явно о том, что ему нужно читать после «аль-Фатихи» что-то из Корана («Фатх уль-Бари»).
1083. Посредством чего считается, что человек успел на коллективный намаз – если он усепл подсесть в ряд вплоть до саляма имама.
Примечание: добавка в риуаяте хадиса Абу Хурейры марфу’ан: «Тот, кто застиг один рака’ат вместе с имамом, тот застиг намаз» (Муслим) – отклоненная (шазза), то есть: «вместе с имамом». В нем: ошибся ‘Абдуллах ибн Уахб. Он добавил эту добавку, когда передавал этот хадис от Йунуса ибн Язида аль-Айли от имама аз-Зухри. И Ибн Уахбу противоречили много передатчиков, которые передали его без этой добавки. Из них: ‘Абдуллах ибн уль-Мубарак и ‘Убейдуллах ибн ‘Умар аль – ‘Умари (на его уровне), а также Ибн ‘Уйейна, аль-Ауза’и, имам Малик и др. (на уровне его шейха – Йунуса ибн Язида). Сказал Муслим в своем сборнике: «Они не упомянули слова: «вместе с имамом»».
1084. Если опоздал на два ракаата, и когда имам читает последний ташаххуд, нужно ли с ним делать дуа – да (из-за общности хадиса Абу Хурейры – см. вопрос 1024).
1085. Если ты опоздал, и имам сел на ташаххуд, а для тебя это не место ташаххуда, садиться ли с ним – да, и при этом нужно не просто сидеть, а еще и читать ташаххуд (из-за общности хадиса Абу Хурейры – см. вопрос 1024). К тому же, не нужно делать затем два земных поклона саху (см. примечание в вопросе 941).
1086. Узаконено ли для опоздавших на часть коллектива выставить одного вперед после саляма имама – нет (см. также вопрос 1028).
1087. Должен ли опоздавший на часть коллектива следовать за имамом в совершении сажда саху – если сажда саху до саляма, то да, если нет, то нет.
1088. Должен ли путник совершать намаз за имамом полностью или может сократить – должен читать полностью, но если совершил сокращенно, то не можем сказать о недействительности такого намаза.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 1024). Но если зашел в намаз тогда, когда имаму осталось два рака’ата, и взял намарение на сокращенный намаз, тогда не можем заявить о недействительности его намаза. Подобная же ситуация, если человек совершил ‘Аср намаз (не в мечети по уважительной причине), например, а затем зашел в мечеть, и людям осталось два рака’ата, то если он взял намерение на два рака’ата просто добровольного намаза ради Аллаха, то может ограничиться этим.
1089. О достоинстве совершения намаза в джамаате – об этом множество хадисов.
Довод – хадис Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Рука Аллаха с коллективом». (ат-Тирмизи — «ас-Сахих уль-Муснад»). А также хадисы в вопросах 1012 и 1013 и др. хадисы.
Примечание: хадис Убэйя ибн Ка’ба марфу’ан: «Намаз человека с другим человеком лучше, чем его намаз в одиночестве. А намаз одного вместе с двумя лучше, чем намаз с одним, и чем больше людей в коллективе, тем он любимее для Всевышнего Аллаха». (Абу Дауд, ан-Насаи и др.) – слабый. В нем: Абу Басыр – неизвестный (маджхуль). У него есть поддержка от Кабаса ибн Ашйяма (قباث بن أشيم) марфу’ан: «Намаз двоих так, что один из них является имамом над другим лучше перед Аллахом, чем намаз четверых по отдельности…». (аль-Хаким, аль-Баззар и ат-Табарани). В нем: ‘Абдуррахман ибн Зияд ал-Лейси – неизвестный (маджхуль). И смысл этого хадиса похож на хадис Убэйя ибн Ка’ба, поэтому тот, кто скажет, что хадис Убэйя ибн Ка’ба поднимается до уровня хорошего, тот не заслуживает порицания.
1090. Каково постановление совершения намаза джамаатом для женщин – желательно, но если джамаат собрался спонтанно без предварительной договоренности.
Довод – общие доводы о достоинстве коллектива.
Примечание: хадис Умм Уараки о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ей, чтобы она была имамом над теми, кто в ее доме (кроме мужчин) (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Хузейма) — слабый. В нем: аль-Уалид ибн ‘Абдиллях ибн Джумей’ (уровня хорошего хадиса), но в этом хадисе запутался сильным запутыванием. Иногда передает его от ‘Абдуррахмана ибн Халляда аль-Ансари от Умм Уараки, а иногда от своей бабушки от Умм Уараки и другими путями. И его бабушка, а также ‘Абдуррахман ибн Халляд – неизвестные (маджхули).
Примечание: 1) Передается асар ‘Айши (Ибн Аби Шейба), который поднимается до уровня хорошего из-за трех иснадов. И асар Умм Салямы (Ибн Аби Шейба), который поднимается до уровня хорошего из-за двух иснадов о том, что они вели намаз в коллективе с женщинами. 2) Но не нужно женщинам специально собираться для этого из-за отсутствия довода на это.
1091. Если женщины совершают намаз женским джамаатом, то где встает их имам-женщина – либо выходит вперед как мужчина, либо встает в середине первого ряда. Перед ними – из-за общих доводов шариата на имамство. Между ними – асары ‘Айши и Умм Салямы (см. выше).
1092. Разрешено ли женщине вставать в ряд с мужчинами – нет.
Довод – хадис Анаса (см. вопрос 1067). Тем более, если женщина является посторонней, тогда это ведет к смуте.
1093. Действителен ли намаз женщины, стоящей в одиночестве позади женского ряда – нет.
Довод – общность хадисов (см. вопрос 1075). Правило фикха — «Запрет влечет за собой недействительность». А шейх Ибн ‘Усеймин выбрал мнение о том, что ее намаз действителен из-за того, что женщина сама по себе – ряд (см. хадис Анаса в вопросе 1067). Однако это мнение неправильно, ведь наш вопрос о той ситуации, когда женщина совершает намаз в одиночестве позади ряда в женском коллективе, а шейх Ибн ‘Усеймин привел довод на ту ситуацию, когда женщина совершает намаз в одиночестве позади мужского ряда.
1094. Каково постановление посещения женщинами коллективного намаза в мечети – разрешено, если от ее выхода не происходит смуты, но ее намаз в ее доме лучше для нее.
Довод – достоверная добавка в некоторых «Сунанах»: «…а их дома лучше для них».
1095. Обязана ли женщина просить разрешение мужа отправиться в мечеть на коллективный намаз – да.
Довод – общность доводов об обязательности для женщины просить разрешение у мужа или опекуна (отец и т.п.), если хочет выйти из дома.
Примечание: передается, что жена ‘Умара – ‘Атика (عاتكة) дочь Зейда (сестра Са’ида ибн Зейда) выходила в мечеть с разрешения ‘Умара, и говорила: «Я непременно буду выходить, кроме как если ты запретишь мне», и он не запрещал ей (Малик). В нем есть прерванность. Но он также у Ахмада, поэтому он — установленный по двум путям. А его основа у аль-Бухари, кроме упоминания ее имени.
1096. Может ли муж запретить жене выходить на коллективный намаз в мечеть – нет, кроме как если от ее выхода есть смута, или опасность для нее самой.
Довод – хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Если жена кого-либо из вас попросилась в мечеть, то пусть не запрещает ей». (Согласованный).
Примечание: 1) Передается, что однажды сын Ибн ‘Умара – Биляль сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно буду запрещать ей». Тогда Ибн ‘Умар сильно обругал его и сказал: «Я говорю тебе: «Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а ты говоришь мне, что будешь запрещать ей?!»» (Согласованный). После этого Ибн ‘Умар больше не разговаривал с ним до конца жизни.
2) Если женщина вышла в мечеть или куда-либо еще, то запрещается ей использовать благовонья, чтобы от нее исходил запах этих благовоний из-за хадисов относительно этого.
Из них: хадис марфу’ан: «…однако пусть они выходят только так, чтобы от них не исходило приятного запаха». (Абу Дауд — «ас-Сахих уль-Муснад»).
И хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если одна из вас приходит на ночной намаз, то пусть не наносит на себя благовоний». (Муслим). А также хадисы, в которых приходит, что женщина, нанесшая на себя благовонья, и вышедшая на улицу является прелюбодейкой.
1097. Может ли слепой человек быть имамом в намазе – да.
Довод – общность хадиса Абу Мас’уда (см. вопрос 1047). Правило — «Тот, чей намаз является действительным, имамство того также действительно».
Примечание: достоверно установлено, что Джабир, Ибн ‘Аббас, ‘Итбан ибн Малик проводили намазы с людьми в качестве имама, будучи слепыми. А что касается асара Анаса: «Какова их нужда в нем?» (Ибн уль-Мунзир), то он — слабый. В нем: Зияд ан-Нумейри – слабый. Также асар Ибн ‘Аббаса: «Как же я могу быть их имамом, в то время как они поправляют меня в сторону киблы?!» (Ибн уль-Мунзир) – слабый. В нем: ‘Абд уль-А’ля ибн ‘Амир ас-Са’ляби – слабый.
1098. Действителен ли намаз за нововведенцем и тем, положение которого неизвестно – да.
Довод – см. вопрос 1055 и 1056.
Примечание: хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Совершайте намаз за того, кто говорил: нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и совершайте намаз за тем, кто говорит: нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». (ад-Даракутни) – очень слабый. В нем: ‘Усман ибн ‘Абдиррахман аль-Уакасы (الوقاصي) – оставленный (матрук).
1099. Если человек зашел в мечеть, а имам в земном поклоне, должен ли он сразу уходить в земной поклон – да, после совершения такбират уль-ихрам.
Довод – хадис ‘Али марфу’ан: «Если один из вас пришел на намаз, а имам находится в каком-либо положении, то пусть займет то положение, в котором находится имам». (ат-Тирмизи). Достоверный из-за поддерживающих цепочек (из-за хадиса Абу Хурейры [см. вопрос 1080]). В нем: Хаджадж ибн Артат – слабый, мудаллис и не заявил явно.
Примечание: некоторые люди, когда застают имама в земном поклоне и т.п., ждут пока он встанет на новый рака’ат, и не делают земной поклон, аргументируя это тем, что им все равно не засчитывается рака’ат, и исходя из вышеуказанных хадисов это – ошибка.
1100. Разрешено ли начинать добровольный намаз после того, как дали икаму на обязательный – нет.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если дали икаму на обязательный намаз, то нет намаза, кроме предписанного намаза». (Муслим).
Примечание: Ибн Раджаб передал единогласное мнение на это, кроме Сунны Фаджра («Фатх уль-Бари»).
1101. Если дали икаму на обязательный намаз, а человек в процессе совершения добровольного – может довести его до конца, только в том случае, если уверен, что успеет на первый рака’ат. Мнение же о том, что должен прекратить намаз в любом случае, также имеет сильную основу из-за внешнего смысла хадиса (см. прошлый вопрос).
1102. Уважительные причины, по которым можно не пойти на коллективный намаз в мечеть – 1. Болезнь. 2. Дождь или грязь. 3. Если преподнесена еда и человек испытывает голод. 4. Справление малой и большой нужды. 5. Сильный страх. 6. Путник. 7. Если ответственен за больного или имущество или территорию и его уход влечет опасность. 8. Сильное желание сна так, что человек не понимает, что говорит. 9. Если поел лук или чеснок и т.п.
Довод на болезнь – хадис ‘Айши о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время предсмертной болезни сказал: «Прикажите Абу Бакру, пусть совершит намаз с людьми». (Согласованный).
Примечание: это в том случае, когда болезнь такая, что поход в мечеть приносит затруднение человеку, или может поспособствовать усилению болезни и т.п., в противном же случае это не является уважительной причиной, и не по случаю каждой болезни человек имеет право совершать намаз дома.
На дождь и грязь – см. вопрос 555 в «Главе об азане».
Еда – см. вопрос 702 в «Главе о побуждении к смирению в намазе».
Справление нужды – см. вопрос 717 в «Главе о побуждении к смирению в намазе».
5, 6 и 7 пункты – как если опасается нападения врага или несправедливости со стороны правителя и т.п. Или же его транспорт уезжает, и он не застанет его, если посетит коллективный намаз, или произошел пожар, или мусульмане нуждаются в охране их имущества, или есть нужда в ухаживании за больным и т.д. Это потому что важность вышеуказанных явлений в шариате выше, нежели важность коллективного намаза.
Передается от Ибн ‘Умара, что когда ему сообщили о том, что Са’ид ибн Зейд ибн ‘Амр ибн Нуфейл заболел, он оставил пятничный намаз для того, чтобы ухаживать за Са’идом (аль-Бухари).
Сильное чувство сна, так что человек не понимает, что говорит – хадис ‘Айши марфу’ан: «Если один из вас дремлет в намазе, то пусть ляжет, пока не выспится. Ведь поистине, если один из вас совершает намаз в то время, когда он чувствует сильный сон, то сам не знает, возможно, он просит Аллаха о прощении, а в действительности ругает самого себя». (Согласованный).
Хоть хадис и ночном намазе, но причина во всех намазах одна.
Лук и чеснок – см. вопрос 750 в «Главе о мечетях».
1103. Разрешено ли, чтобы коллективный намаз вообще не совершили в мечети по уважительным причинам – нет.
Довод – то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не оставлял коллектив полностью.
Если стояла сильная жара, то приказывал откладывать коллективный намаз на то время, когда спадет жара (см. вопрос 472 в «Главе о временах намазов»). Или если шел сильный дождь, то все равно проводил пятничную проповедь и намаз для тех, кто пришел на него. То есть, как пришло в хадисе о том, что он произнес ду’а аль-истиска в пятницу, затем в Медине шел дождь целую неделю и на следующую пятницу люди попросили, чтобы он попросил прекращения дождя (см. вопрос 1316). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сподвижники не оставили пятничную проповедь и намаз полностью вместе с тем, что у людей была уважительная причина.