Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/015-glava-kusuf-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
15. Глава о намазе затмения (кусуф)
Некоторые люди считают, что затмение солнца и луны – это обычные, природные явления, и нет в этом ничего страшного.
Однако в достоверных хадисах пришло: «Однако это – два знамения Аллаха, посредством которых Он устрашает Своих рабов». И астрономические вычисления, посредством которых люди могут вычислять затмения солнца или луны заранее не противоречат тому, что эти два явления являются знамениями Аллаха, которыми Он устрашает Своих рабов, ведь подобные астрономические знания – знания счета и вычислений. Об этом упомянул шейх уль-Ислам Ибн Теймия в «Маджму’ уль-Фатауа» 35т./174-176стр. А Всевышний Аллах сказал в Коране:
«(Только) Он – Тот, Который сделал солнце сиянием [излучающим свет], а луну – светом [отражающим свет солнца] и распределил её [луну] по стоянкам, чтобы вы знали число годов и счисление [по солнцу считаются дни, а по луне месяцы и годы]». — [10:5].
1290. Каково постановление совершения намаза затмения солнца или луны – личная обязанность каждого.
Довод – хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы: «Однажды во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произошло затмение солнца в тот день, когда умер Ибрахим. Люди сказали: «Затмение солнца произошло из-за смерти Ибрахима». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, солнце и луна – два знамения Аллаха, которые не затмеваются из-за смерти или жизни кого-либо. Поэтому если вы увидите их, то делайте ду’а к Аллаху и совершайте намаз, пока оно не пройдет»». (Согласованный). У имама аль-Бухари нет слов: «пока оно не пройдет», а у Муслима нет слов людей. Но в риуаяте у аль-Бухари пришло: «…пока солнце снова не станет явным».
В некоторых хадисах пришел приказ раздавать милостыню, освобождать рабов и т.д., почему тогда ученые не говорят, что это обязательно так же, как намаз? Ответ: потому что не передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, раздавал милостыню, освобождал рабов и т.д. тогда, когда произошло затмение солнца, но передается, что он совершил намаз.
1291. Когда начинается и заканчивается время намаза затмения, и пользы, связанные с этим явлением – начинается с началом затмения и заканчивается при его окончании. Если узнал о затмении уже после затмения, то намаз не совершается. Если затмение закончилось, а намаз продолжается, то намаз нужно довести до конца, а не выходить из него.
1292. О необходимости читать Коран в намазе затмения вслух – это Сунна.
Довод – хадис ‘Айши о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал Коран вслух во время намаза затмения и сделал четыре поясных поклона и четыре земных поклона в двух рака’атах. (Согласованный).
Слабые хадисы относительно этого: 1. Хадис Ибн ‘Аббаса: «Я совершил намаз затмения за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и не слышал от него даже одной буквы». (Ахмад). В нем: ‘Абдуллах ибн Ляхи’а — слабый.
2. Хадис Самуры ибн Джундуба у Ахмада (похожий на хадис Ибн ‘Аббаса). В нем: Са’ляба ибн ‘Аббад – неизвестный (маджхуль).
3. Хадис ‘Айши: «Я измерила чтение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время намаза затмения, и нашла, что он прочитал примерно суру «аль-Бакара»». (Абу Дауд). Внешне иснад его хороший (из-за Мухаммада ибн Исхака – заявил явно), но он противоречит вышеприведенному хадису ‘Айши. А хадис Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 1294) ученые разъяснили так, что он находился далеко в намазе так, что не слышал чтения.
Почему, собирая между доводами, не сказать, что один раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал Коран вслух, а другой раз шепотом? Ответ: потому что затмение солнца во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было лишь однажды. И в хадисе ‘Айши и Ибн ‘Аббаса опровержение тем, которые считают, что в намазе затмения солнца Коран читается шепотом из-за того, что это дневной намаз, в противоречие затмению луны.
1293. Как необходимо призывать к намазу затмения – фразой «ас-Саляту Джами’а», без азана и икамы.
Довод – риуаят хадиса ‘Айши (см. вопрос 1292): «…и он послал человека, который призвал людей: «Соборный намаз»». (Муслим). Без азана и икамы, потому что нет довода на это.
1294. Сколько поясных поклонов в намазе затмения – 2 поясных поклона в каждом ракаате, всего 4 поясных поклона.
Довод – хадис ‘Айши (см. вопрос 1292).
«
А также хадис Ибн ‘Аббаса: «Однажды во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произошло затмение солнца. Он совершил намаз, и в намазе стоял долгим стоянием, примерно равным суре аль-Бакара, а затем сделал длинный поясной поклон, а затем встал и стоял долгим стоянием, и оно было меньше, чем предудущее. Затем сделал длинный поясной поклон, и он был меньше, чем предыдущий, а затем совершил земные поклоны. Затем встал и стоял долгим стоянием, и оно было меньше, чем предыдущее, а затем сделал поясной поклон, и он был меньше, чем предыдущий. Затем он поднял голову и стоял долгим стоянием, и оно было меньше, чем предыдущее стояние, а затем сделал поясной поклон, и он был меньше, чем предыдущий поясной поклон, затем совершил земные поклоны. После этого он закончил намаз, а солнце уже стало явным, и тогда он дал проповедь людям». (Согласованный).
А в риуаяте этого хадиса пришло: «Совершил во время затмения восемь поясных поклонов в четырех рака’атах». (Муслим) – больной (му’аль). В нем: опасность тадлиса Хабиба ибн Аби Сабита. К тому же, этот риуаят противоречит хадису ‘Айши и вышеприведенному риуаяту хадиса Ибн ‘Аббаса, который является согласованным.
Сказал шейх Ибн Хизам: «Поэтому больным этот риуаят назвали имамы аш-Шафи’и, Ахмад, аль-Бухари, а после них шейх уль-Ислам Ибн Теймия и Ибн уль-Кайим. См. «Зад уль–Ма’ад»». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./224стр.)
1295. Обязательно ли совершать намаз затмения в коллективе – желательно.
Довод – хадис Ибн ‘Аббаса (см. прошлый вопрос). Желательно, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал совершение намаза, но не приказал совершение его в джама’ате (коллектив), однако не подобает человеку оставлять коллектив. И мнение об обязательности джама’ата (коллектива) в виде коллективной обязанности (фард уль-кифая) в намазе затмения также является сильным из-за хадиса ‘Айши (см. вопрос 1293), в котором пришло: «…и он послал человека, который призвал людей».
1296. Каково постановление совершения проповеди после намаза затмения – желательно совершить одну проповедь.
Довод – хадис Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 1294) и нет довода на совершение двух проповедей.
1297. О необходимости долгого совершения намаза затмения – желательно.
Довод – 1. Хадис Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 1294).
2. Хадис Джабира: «Затем он совершил поясной поклон, и стоял в нем долго, затем встал, и стоял долго, а затем сделал земной поклон». (Муслим).
3. Хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: «Затем он совершил поясной поклон и стоял в нем очень долго, затем поднялся и стоял очень долго, затем сделал земной поклон очень долго, затем поднялся и сидел очень долго, затем сделал земной поклон очень долго, а затем во втором рака’ате повторил это». (Ахмад) – установленный. В нем: ‘Ата ибн ус-Саиб, который запутался в конце жизни, но от него передали этот хадис Шу’ба и Суфьян ас-Саури как это пришло в «Тахкык уль-Муснад».
1298. Что говорить при поднимании с первого поясного поклона в намазе затмения – «сами’а Ллаху лиман хамидах, Раббана лякаль хамд».
Довод – хадис ‘Айши о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это после первого поклона. (Согласованный).
1299. Каково постановление второго стояния, чтения Фатихи и второго поясного поклона в одном ракаате – все это столпы намаза затмения, без которых он недействителен. Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал совершение намаза затмения, а затем разъяснил этот приказ своими действиями, а ведь он сказал: «Совершайте намаз так, как видели, я совершаю его». (хадис Малика ибн уль-Хуэйриса у аль-Бухари).
1300. Если пришел на намаз затмения, опоздав на первый поясной поклон – после саляма совершает полноценный ракаат, с двумя поясными поклонами. Потому что первое стояние является столпом намаза затмения (см. вопрос 1299). Сказал шейх Ибн Хизам: «И это мнение посчитали верным шейхи Ибн Баз и ‘Усеймин». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./228стр.).
1301. Можно ли совершать намаз затмения в запретные для намаза времена – да, потому что намаз затмения – это намаз, совершаемый по причине (см. вопрос 486).
1302. Что нужно говорить при сильном ветре – «Аллахумма инни ас алюка хайраха, уа хайра ма умират бихи, уа а’узу бика мин шарриха уа шарри ма умират бихи».
Довод – хадис ‘Айши (Муслим), Убэйя ибн Ка’ба (ат-Тирмизи, и ан-Насаи в «عمل اليوم و الليلة») и Абу Хурейры (Абу Дауд, Ибн Маджа) марфу’ан: «О Аллах! Я прошу блага этого ветра, и блага того, что ему приказано, и прошу у Тебя прибежища от его зла, и от зла того, что ему приказано». Достоверный.
Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса: «Когда бы ни приходил ветер, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опускался на колени и говорил: «О Аллах! Сделай его милостью и не делай его наказанием»». (аш-Шафи’и в «аль-Муснад» и ат-Табарани в «аль-Кабир») — очень слабый. В нем: Ибрахим ибн Аби Яхья – лжец.
1303. Совершается ли какой-либо намаз при различных знамениях Аллаха, кроме затмения солнца и луны – совершаются добровольные намазы, но не в виде намаза затмения из-за отсутствия довода на это.
Передается, что Ибн ‘Аббаса совершил во время землетрясения шесть поясных поклонов и четыре земных поклонов (в каждом по 3 поясных и 2 земных – прим. пер.), и сказал: «Так нужно совершать намаз во время знамений Аллаха». (аль-Бейхакы, ‘Абдурраззак). Достоверный. Но это – иджтихад Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), и нет на это довода в Сунне.
Передается от Сафии дочери Абу ‘Убейда: «Однажды во время правления ‘Умара произошло землетрясение так, что начали трестись ложа, и в это время ‘Абдуллах ибн ‘Умар совершал намаз, и не знал об этом. Тогда ‘Умар обратился к людям, сказав: «Вы ввели новшество и поторопились». Затем он сказал: «Если это снова повторится, то я непременно уйду от вас»». (Ибн Аби Шейба). Достоверный.
1304. Если намаз затмения совпал со временем другого намаза – сначала совершается намаз затмения, кроме как если есть опасность выхода времени обязательного намаза, а если совпал с намазом джаназа, то сначала совершается намаз джаназа, потому что он короткий и нам приказано торопиться с ним и захоронением покойника. А если совпал с добровольным намазом, тогда совершается намаз затмения, потому что он обязателен.