Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/016-glava-istiska-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
16. Глава о намазе прошения дождя (истиска)
1305. Об узаконенности намаза прошения дождя – этот вид намаза узаконен.
Довод – хадис ‘Айши: «Однажды люди пожаловались посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на отсутствие дождя. Тогда он приказал вынести минбар, и его вынесли к месту совершения намаза (на открытой местности). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назначил один из дней, в который люди должны были выйти. Он вышел к этому месту в то время, когда вышло солнце, сел на минбар, восхвалил и возвеличил Аллаха, а затем сказал: «Вы пожаловались мне на засуху, а Аллах приказал вам взывать к Нему, и обещал вам, что ответит вам». Затем он сказал: «Хвала Аллаху – Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю Дня воздаяния. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Он делает то, что пожелает. О Аллах! Ты – Аллах, нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя. Ты — Богатый, а мы бедные (нуждаемся в Тебе), ниспошли на нас дождь, и сделай так, что то, что Ты ниспошлешь, станет для нас силой и продлением нашей жизни до определенного срока». После чего он поднял свои руки и находился в этом положении так, что показалась белизна его подмышек. Затем повернулся к людям спиной и перевернул накидку (рида), и его руки были подняты. Затем повернулся к людям, спустился и совершил два рака’ата. После этого Всевышний Аллах привел к этому месту тучи, появилась молния и гром, а затем пошел дождь». (Абу Дауд). Хороший.
Сказал Абу Дауд: «Гариб», то есть у него есть только один иснад. Хорошим его назвал также шейх аль-Альбани в «Сахих Аби Дауд».
А у аль-Хакима передается со слов Джабира марфу’ан: «И он перевернул свою накидку (с одного плеча на другое) для того, чтобы ушла засуха». Хороший.
1306. О том, каким образом совершается намаз прошения дождя – совершается как обычные два ракаата намаза вслух.
Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда относительно истории перекидывания накидки, и в нем пришло: «И он повернулся в сторону киблы, сделал ду’а, а затем совершил два рака’ата, в которых читал Коран вслух». (Согласованный). Но у Муслима не пришло чтение Корана вслух. А также хадис ‘Айши (см. прошлый вопрос).
Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел скромно, в скромной одежде, двигаясь неторопливо (мутарассилян), выявляя смирение и унижение перед Всевышним Аллахом (мутадарри’ан) и совершил два рака’ата так же, как совершал их во время праздничного намаза. И он не давал эту проповедь, которую даете вы». (Пятеро) – слабый. «Эту проповедь», то есть, ту, которую вы даете после намаза. В нем: Хишам ибн Исхак – его положение неизвестно (маджхуль аль-халь). А его отец Исхак ибн ‘Абдиллях ибн Кинана ничего не слышал от Ибн ‘Аббаса (мункаты’).
1307. Совершается ли хутба до намаза прошения дождя или после него – до.
Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда и хадис ‘Айши (см. предыдущие вопросы).
Примечание: передается, что однажды ‘Абдуллах ибн Язид аль-Ансари совершил проповедь после намаза, и среди людей были Зейд ибн Аркам и аль-Бара ибн ‘Азиб, и они не порицали его (аль-Бухари). А все хадисы относительно этого слабые, из них: хадис Ибн ‘Аббаса (выше), хадис Абу Хурейры (Ахмад), в нем пришло: «…совершил намаз, а затем дал проповедь». (Ахмад). В нем: ан-Ну’ман ибн Рашид – слабый.
1308. Сколько проповедей делается при намазе прошения дождя – одна, потому что внешний смысл хадисов указывает на это, и нет довода, указывающего на то, что должно быть две проповеди
1309. Когда совершается намаз прошения дождя – время праздничного намаза – это лучшее время (из-за хадиса ‘Айши в вопросе 1305), хотя разрешено его совершение в любое время, кроме пяти запретных времен.
1310. Дается ли азан или икама на намаз прошения дождя – нет из-за отсутствия довода на это.
1311. О перенесении верхней одежды с одного плеча на другое при проповеди прошения дождя – это желательно для имама. Потому что в достоверных хадисах не пришло сообщения о том, что сподвижники также перекинули ее.
Примечание: хадис Абу Хурейры: «…и люди перекинули вместе с ним». (Ахмад) – слабый, отклоненный (шазз). В нем: Мухаммад ибн Исхак (уровня хорошего и мудаллис) заявил явно, но уединился в этой фразе, противоречив имаму Малику и двум Суфьянам. К тому же, в хадисе ‘Абдуллаха ибн Зейда и ‘Айши (см. вопросы 1305-1306) также нет этой добавки.
1312. Как переносится одежда с одного плеча на другое – то, что было на левом плече переносится на правое, то, что на правом, на левое.
1313. Читается ли Коран вслух в намазе прошения дождя — да (хадис ‘Абдуллаха Ибн Зейда в вопросе 1306).
1314. Если после намаза прошения дождя дождь не пошел, узаконено ли совершать этот намаз еще раз – да, потому что цель от намаза не достигнута, и нет довода на запрет. А что касается мнения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не выходил второй раз, то это из-за того, что не было в этом нужды.
1315. Если дождь пошел после выхода людей на намаз, но до его совершения – тогда совершать намаз не нужно.
1316. О желательности прошения дождя в пятничной проповеди – это желательно для имама.
Довод – хадис Анаса о том, что однажды один человек зашел в мечеть в пятничный день, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял (на минбаре) и давал проповедь. Этот человек сказал: «Посланник Аллаха! Погибло имущество, и разрушились дороги, попроси Аллаха, чтобы Он ниспослал дождь». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднял руки и сказал: «О Аллах! Пошли на нас дождь, пошли на нас дождь» и так до конца хадиса, и в нем пришло, что дождь шел целую неделю и в пятницу один человек встал и сказал: «Посланник Аллаха! Погибло имущество, и были разрушены дороги, попроси Аллаха, чтобы Он остановил дождь». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах! Вокруг нас, и не на нас. О Аллах! Направь его на холмы и сопки, на долины и на места, где растут деревья». (Согласованный).
Примечание: в этом хадисе есть указание на то, что если идет сильный дождь и люди желают его прекращения, то не нужно говорить: «О Аллах! Прекрати этот дождь», ведь дождь – это милость от Аллаха. Но нужно делать ду’а так, как это пришло в Сунне: «О Аллах! Вокруг нас, и не на нас…».
1317. О желательности того, чтобы намаз прошения дождя проводил праведный человек – это желательно.
Довод – хадис Анаса о том, что когда наступала засуха, ‘Умар просил у Аллаха дождя посредством аль — ‘Аббаса ибн ‘Абдильмутталиба, говоря: «О Аллах! Раньше мы просили Тебя посредством нашего пророка, и Ты давал нам дождь, а теперь мы просим Тебя посредством дяди нашего пророка, дай же нам дождь», и шел дождь. (аль-Бухари).
Примечание: передается, что однажды Му’ауия вышел для прошения дождя, и когда он сел на минбар, то сказал: «Где Язид ибн уль-Асуад аль-Джураши?» Тогда встал Язид, и Му’ауия позвал его к себе и усадил у своих ног, а затем сказал: «О Аллах! Мы просим Тебя посредством лучшего из нас – Язида ибн уль-Асуада. Язид, подними свои руки». Тогда Язид поднял руки и сделал ду’а Всевышнему Аллаху. После этого на западе появились облака подобные щиту, и подул ветер, а затем пошел дождь так, что они с трудом добрались до своих домов (аль-Фасауи в «аль-Ма’рифа»). Также посредством Язида просил дождя у Аллаха ад-Даххак (там же). Хороший.
И в хадисе ‘Умара и асаре Му’ауии нет довода для суфиев-могилопоклонников (на узаконенность просить мертвых праведников), ведь если бы это было узаконенным и приносило бы пользу, то ‘Умар бы не просил Аллаха посредством аль–’Аббаса, а Му’ауия посредством Язида, но они бы просили Аллаха посредством пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
1318. Является ли желательным когда идет дождь подставлять под него часть тела – нет.
Довод – отсутствие довода на это деяние.
Примечание: хадис Анаса: «Однажды когда мы были с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пошел дождь, и он засучил одежду так, что дождь попал на часть его тела, и сказал: «Поистине, этот дождь только что пришедший от своего Господа»». (Муслим) – недостоверный. В нем: уединение Джа’фара ибн Сулеймана ад-Дуба’и от Сабита от Анаса. Мухаддисы отвергли этот хадис в его сторону, как об этом сказано в «аль-Камиль» и «аль-Мизан».
1319. Что желательно говорить во время дождя и после него – до дождя — «Аллахумма агисна», после дождя — «Аллахумма сайибан нафи’ан».
Довод (до дождя) – хадис Анаса (см. вопрос 1316).
Во время дождя – хадис ‘Айши о том, что если пророк видел дождь, то говорил: «О Аллах! Сделай его обильным и полезным». (аль-Бухари).
1320. Желательно ли произносить ду’а из хадиса Са’да ибн Аби Уаккаса – нет.
Передается со слов Са’да о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал ду’а во время прошения дождя, сказав: «О Аллах! Направь к нам густые, плотные облака, из которых сочиться дождь, и чтобы в них была молния. И дай нам посредством этих облаков редкого, затем еще меньше, а затем обильного дождя, о Обладающий величием и почетом!» (Абу ‘Ауана в своем «ас-Сахих») – выдуманный (мауду’). В нем: шейх Абу ‘Ауаны — ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Абдиллях аль-Ансари – выдумщик хадисов (уадда’ уль-хадис). Таким его назвал ад-Даракутни. А аз-Захаби сказал: «Абу ‘Ауана передал от него относительно прошения дождя выдуманное сообщение» («аль-Мизан»). А также шейх этого ‘Абдуллаха ибн Мухаммада – ‘Умара ибн Зейд аль-Ансари – выдумщик хадисов. Таким его назвал аль-Азди. А Ибн Хаджар сказал: «Абу ‘Ауана передал хадис с очень слабым иснадом (уахин)». («ат-Талхыс»). Поэтому Ибн Хаджар попал под критику за то, что привел этот выдуманный хадис в «Булуг аль-Марам».
1321. Является ли желательным выводить на намаз прошения дождя животных – нет.
Довод – отсутствие довода на это.
Примечание: 1) Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Однажды пророк Сулейман (мир ему) вышел для того, чтобы просить у Аллаха дождя, и увидел муравья, который лежал на спине, подняв лапки к небу, и произносил: «О Аллах! Мы – творения из Твоих творений, и мы нуждаемся в Твоем дожде». Тогда Сулейман сказал: «Возвращайтесь. Скоро будет ниспослан дождь из-за мольбы другого»». (аль-Хаким, ад-Даракутни) – слабый. В нем: два неизвестных передатчика (маджхуля) – Мухаммад ибн ‘Аун и его отец. Но этот хадис пришел от имама аз-Зухри с его слов (‘Абдурраззак). Его иснад достоверный до аз-Зухри. Ну, даже если бы этот хадис был достоверным, то в нем нет упоминания того, что узаконено выводить животных на намаз прошения дождя.
2) Также не нужно выводить женщин и детей на намаз прошения дождя из-за отсутствия довода на это.
1322. Каким образом нужно поднимать руки при прошении дождя – обычным образом (ладонями верху, внешней стороной кистей к земле). Потому что это – основа в ду’а. А что касается хадиса Анаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время мольбы прошения дождя направил внешнюю сторону кистей к небу (Муслим), а в некоторых риуаятах: «и направил внутреннюю сторону кистей к земле», то шейх уль-Ислам Ибн Теймия разъяснил, что это произошло из-за сильного поднимания рук к небесам, а не намеренная форма поднимания рук во время мольбы. («аль-Инсаф»).
1323. Нужно ли выводить на намаз прошения дождя неверующих из людей писания – нет, но если они желают выйти самостоятельно, то нет нужды им это запрещать.
Довод – отсутствие довода на это. И быть может если они выйдут с мусульманами, и после этого пойдет дождь, то будут говорить, что дождь ниспослался по причине их мольбы и т.п. Но если они сами выйдут, то нет нужды им это запрещать, ведь быть может, Всевышний Аллах испытает мусульман тем, что дождь не пойдет по их мольбе, но пойдет после выхода этих неверующих самостоятельно, в другой день отдельно от мусульман. И это станет смутой (фитной), как для самих неверующих, так и для мусульман. А также нет нужды им запрещать, потому что они хотят выйти для прошения своего пропитания у Аллаха. Но если они вышли в один день с мусульманами, то нужно выделить им отдельное место, ведь нет уверенности, что Аллах не пошлет на них наказание (так же, как народ ‘Ад) и оно объемлит всех.