015. Глава о передаче земли
Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса вы можете, пройдя по ссылке, которая подвязана к вопросу. Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.
- Что такое мусака (предоставление дерева рабочему для выращивания плодов, затем плоды делятся в долях) – это когда хозяин земли, на которой растут деревья, предоставляет эту землю рабочему, который будет выращивать плоды этих деревьев, на условии того, что затем, полученные плоды будут делиться в обговоренных долях.
- Об узаконенности договора мусака – он узаконен.
- Узаконена ли мусака относительно любых деревьев, приносящих плоды – да.
- Узаконена ли мусака относительно деревьев, которые не приносят плоды – нет, кроме как, если это дерево выдает что-то иное, что годно для использования (как листья или цветы и т.п.).
- Узаконена ли мусака относительно дерева, плоды которого уже выявились – да.
- О необходимости конкретного обозначения доли плодов рабочего – это обязательное условие действительности договора мусака. При этом плата рабочего должна быть определена именно в долях плодов. Не разрешается обозначать неизвестную долю, или конкретное количество плодов (т.к. это уже будет аренда, а не мусака), или конкретное количество плодов дополнительно к доле, или долю именно с определенных деревьев.
- Узаконена ли мусака относительно деревьев, растущих на селях и источниках воды так, что они не нуждаются в поливке – да.
- Посредством чего договор мусака считается заключенным – любым словом, которое указывает на смысл мусака, даже если было использовано слово «наемный труд» (ижара), если договаривающиеся имели в виду смысл мусака.
- Какие дела обязан выполнять рабочий, а какие хозяин деревьев – рабочий должен выполнять все работы, которые приводят к получению плодов и их увеличению (поливка, подстригание лишних веток, борьба с насекомыми и сорняками, удобрение земли…). Хозяин же земли должен производить те работы, от которых зависит сохранность самих деревьев, а также предоставлять инструмент и то, что необходимо для опыления.
- Действительна ли мусака, если хозяин деревьев говорит — если поливка будет сложной, тебе половину, а иначе только треть – да, но должно быть конкретно обозначено, что значит «сложная поливка» и «несложная». То же самое, если хозяин земли скажет: если засеешь землю пшеницей, то тебе половина урожая, если овсом или гречихой, то треть.
- Действительна ли мусака относительно саженцев, которые принесут плоды лишь через несколько лет – да.
- Является ли договор мусака принуждающим или является не принуждающим – если при договоре его участники обговаривали необходимость постоянства в работе до тех пор, пока не вырастут плоды, или на это указывает обычай людей, то этот договор является принуждающим, а иначе нет. Но, при этом, если отказ от выполнения обязанностей по договору от одной из сторон приводит к вреду другому участнику партнера, то договор превращается в принуждающий.
- Является ли обязательным условием договора мусака обозначение срока работ – как таковой нет, но если участники обговорили договор до разделения плодов, то это становится минимальным сроком договора. Также, если работа производится относительно маленьких деревьев.
- Может ли рабочий обусловить хозяину деревьев, чтобы хозяин тоже выполнял некоторые работы – да.
- Может ли рабочий обусловить хозяину деревьев, чтобы рабы хозяина тоже выполняли некоторые работы – да. При этом выплаты на содержание рабов ложатся на хозяина рабов, кроме как если они обговорят обратное. При этом, если выплаты были возложены на рабочего, то не является обязательным условием обговаривание того, чем он их будет кормить, сколько раз в день и т.п., но это возвращается к обычаям людей.
- Может ли рабочий в договоре мусака передать свои обязанности кому-либо, также заключив договор мусака – нет. Но может нанять кого-либо на свои обязанности просто в качестве наемного рабочего. При этом, зарплату ему будет платить сам рабочий, а не хозяин земли.
- Может ли один из участников мусака обусловливать себе дополнительную конкретную сумму денег или вес плодов – нет.
- Кто платит налог за землю при договоре мусака — хозяин земли или рабочий – хозяин земли.
- Можно ли заключать договор мусака относительно земли, отданной человеку в качестве уакфа – да.
- Когда рабочий начинает владеть своей долей плодов по договору мусака – при их выявлении. Это означает, что каждый из двух участников договора владеет каждый своей долей плодов уже при их выявлении, даже если они не поспели до конца, и не были поделены. Результат этого в том, что обязанность закята с этих плодов ложится на каждого участника в отдельности, если его доля достигает нисаба. Если же нисаб не достигается, кроме как объединением плодов, то нет на них закята.
- Как поступать, если между хозяином деревьев и рабочим произошли разногласия – ответ такой же, как в вопросах 3379-3382.
- Как поступать, если договор мусака оказался аннулированным – рабочий получает среднерыночную долю плодов (а не зарплату) за тот объем работы, который он уже успел проделать.
- Что такое музара’а (предоставление земли рабочему для выращивания посевов, затем урожай делится в долях) — это когда хозяин земли предоставляет эту землю рабочему, который будет засеивать эту землю, на условии того, что затем, полученный урожай будет делиться в обговоренных долях.
- Об узаконенности договора музара’а – музара’а бывает узаконенной, а бывает неузаконенной. Как в ответе 3388.
- Можно ли на одной и той же земле производить работы как по договору мусака, так и по музара’а – да.
- Является ли обязательным условием музара’а то, чтобы семена предоставлял хозяин земли – нет, но это основа.
- Можно ли отдать землю в пользование тому, кто посадит на ней саженцы, а затем эти деревья будут поделены в долях – да.
- Можно ли отдать землю в пользование тому, кто посадит на ней саженцы, а затем земля и деревья будут поделены в долях – нет, но на переход земли должен быть заключен отдельный договор (договор продажи земли).
- Если в договоре была указана лишь мусака, может ли рабочий засеять свободную землю также посевами – нет.
- Действителен ли договор музара’а так, что один будет получать урожай с одной части участка, а второй с другой – нет.
- Можно ли сдавать землю в аренду за деньги, или конкретно обозначенное количество зерен и т.п. – да, и это будет арендой (ижара), а не музара’а.
- Можно ли сдавать землю в аренду за определенную долю плодов или посевов, которые вырастут на ней – можно, но это уже будет не аренда (ижара), а мусака или музара’а.
- Что такое ижара (наемный труд или сдача определенного объекта (дом, земля, авто) в аренду) – это договор на использование полезных свойств объекта (будь-то сдача в аренды или наем рабочего на определенный труд), за определенную плату.
- Об узаконенности договора аренды и наемного труда (ижара) – он узаконен.
- Является ли договор аренды одним из видов купли-продажи – если рассматривать куплю-продажу как частное понятие, то нет (т.е. при аренде не происходит обмена денег за товар). Если же под куплей-продажей здесь имеется в виду более широкое понятие (т.е. обмен), то аренда является одним из видов купли-продажи (т.к. происходит обмен денег за полезные свойства объекта).
- Договор аренды заключается только теми, чьи финансовые отношения являются действительными – это так.
- Посредством чего договор аренды считается заключенным — любым словом, которое указывает на смысл аренды.
- Что является предметом договора аренды — сам объект, или его полезные свойства – полезные свойства объекта.
- Если договор наемного труда (аренды) заключается на какой-либо срок, то этот срок должен быть обговорен – а иначе договор аренды будет недействительным.
- Как считается срок договора аренды – основа – это лунный год. Если же участникам договора известен какой-либо иной способ исчисления, как солнечный год, или коптский календарь, или что-либо подобное, то это тоже годится. Главное, чтобы участники договора отдавали себе отчет, что за срок имеется в виду.
- Как поступать, если договор аренды начинается не с начала месяца – пример: аренда началась 25 рамадана. В этом случае, отчитывается количество дней, которое осталось от этого месяца (напр. рамадан получился в 30 дней, то отчитывается – 25, 26, 27, 28, 29, 30 – т.е. 6 дней). Затем остальные 11 месяцев считаются как обычно (т.е. так, как они придут в предстоящем году, без разницы, будут ли они полными (30 дней) или нет (29 дней). Затем, когда наступает следующий рамадана, из 30 дней вычитается 6 дней уже использованных с прошлого рамадана (30-6=24), значит, срок аренды будет до 24 рамадана.
- Является ли обязательным условием договора аренды то, чтобы его срок начинался сразу после заключения договора – нет.
- Действителен ли договор аренды, если в нем сказано — на год, или сказано — на месяц, но год или месяц не определен – да, и год или месяц начинает отсчитываться со следующего дня после договора.
- Есть ли у договора аренды максимальный срок – нет. Но в любом случае, он не должен превышать возможный срок жизни арендатора, или срок существования арендуемого помещения (или участка земли, или авто).
- До какого срока длится аренда, если было сказано — до времени ‘иша – это возвращается к обычаям людей. Сегодня под ‘иша подразумевается ночной намаз аль-‘иша.
- До какого срока длится аренда, если было сказано — до ночи, или было сказано — до дня – «до ночи» – т.е. до заката солнца. «До дня» – т.е. до наступления рассвета. Если сказано «на ночь» – то с заката солнца до наступления рассвета. Если сказано «на день» – то с наступления рассвета и до заката солнца.
- Обязательным условием договора аренды является то, что арендная плата (или плата за труд) должна быть известной – а иначе договор аренды будет недействительным.
- Что может выступать в качестве платы за аренду или наемный труд – все, что может выступать в качестве платы за товар в купле-продаже.
- Можно ли нанимать на работу пастуха с тем, что в качестве платы он получит часть приплода овец, или молоко и т.п. – да, но это уже будет не аренда, а договор, подобный мусака или музара’а.
- С какого времени арендодатель становится владельцем арендной платы, если это не было обговорено отдельно – по факту заключения договора. Но это владение не утверждено, но утвержденным оно становится только после окончания срока аренды. Это означает, что если произойдет что-то с арендным помещением так, что арендатор не сможет им более пользоваться (без вины арендатора), то арендодатель должен будет вернуть деньги за те дни, в которые арендатор не смог пользоваться арендным объектом. Если же арендатор покинет помещение по своей воле (т.е. без вины арендодателя), то арендодатель не обязан ему ничего возвращать.
- Если арендное время истекло, а арендатор так и не воспользовался помещением – если срок аренды был обговорен, и это произошло не по вине арендодателя, и он не мешал арендатору пользоваться помещением, то арендодатель оставляет плату себе, и не обязан ничего возвращать арендатору. Если же договором аренды служил, например, автомобиль так, что какого-либо срока аренды обозначено не было, но был обозначен примерный круг действий арендатора, то после прохождения такого времени, который достаточен для выполнения этих действий, хозяин автомобиля может прийти к арендатору и забрать свой автомобиль вместе с платой за него, даже если арендатор еще не воспользовался автомобилем.
- Если арендатору было открыто помещение, но вследствие недействительного договора аренды – здесь может быть три ситуации: 1) если арендатор сразу отказался от этого недействительного договора, то он ничего не обязан арендодателю 2) если арендатор забрал ключи и не допускал к этой квартире никого, то он обязан заплатить хозяину квартиру среднерыночную арендную плату (а не ту, которая обговорена в договоре) за те дни, в которые он не допускал людей к этой квартире, даже если сам не пользовался этой квартирой 3) если арендатор воспользовался квартирой, то ответ такой же, как во второй ситуации.
- Можно ли заключать договор аренды так, что плата будет отдаваться за каждый месяц, но срок аренды не обговорен – да. При этом, плата за первый месяц становится обязательной просто по факту договора, даже если арендатор не прожил в квартире и одного дня. За остальные месяцы плата становится обязательной при наступлении первого дня этого нового месяца.
- Каким является договор аренды – принуждающим или нет – принуждающим. Но если у арендатора есть уважительная причина, по которой ему приходится покинуть помещение, и он больше не может им пользоваться, то для арендодателя желательно вернуть арендатору оставшиеся деньги (за неиспользованный срок). Если же это не приносит никакого вреда арендодателю (у него есть готовый клиенты на его помещение так, что от ухода первого арендатора он ничего не теряет), то можно сказать, что арендодатель обязан вернуть оставшиеся деньги арендатору (а не просто желательно).
- Если арендатор покинул арендное помещение по своей воле до окончания срока аренды – он не имеет права требовать у хозяина помещения оставшихся денег (т.е. за те дни, которые он не прожил в помещении или не использовал его).
- Может ли арендатор снять помещение или авто лишь по описанию, без личного видения глазами – да, если это описание будет достаточным. При этом разрешено поставить условие: я беру в аренду твое помещение лишь по описанию, но потом когда увижу его, если оно мне не понравится, могу отказаться от него.
- Можно ли сдавать в аренду банное помещение – да, и если кто-либо из посетителей совершит что-либо запретное (как недостаточно закроет свой ‘аурат), то от этого плата не становится запретной для хозяина помещения.
- Может ли арендодатель пользоваться сданным в аренду помещением или предметом – нет, но если сделает это с разрешения арендатора, то договор аренды остается действительным. При этом, владелец помещения (или предмета) должен заплатить среднерыночную плату за пользование этим помещением (или предметом) за тот срок, в который он им пользовался.
- Как поступать, если арендодатель решил забрать свой предмет (объект) до истечения срока договора аренды – договор аренды расторгается, и арендатор должен заплатить арендодателю среднерыночную арендную плату (а не плату по договору) за тот срок, в который уже воспользовался предметом (объектом).
- Аннулируется ли договор аренды, если предмет арендного договора погиб – если предмет погиб до того, как его забрал арендатор, то договор аннулируется без разногласия. Если же погиб после того, как предмет был забран, но арендатор еще не успел им воспользоваться, то договор также аннулируется. Если же предмет погиб уже после временного использования, то договор аннулируется только за тот срок, который впереди, а за то время, в которое арендатор пользовался предметом, он должен заплатить плату по договору. Если же предмет не погиб, но испортился так, что им невозможно пользоваться, или невозможно пользоваться в том направлении, которое желал арендатор, то договор также аннулируется, если этого пожелает арендатор. Если же он решит оставить договор в силе, то он должен заплатить ту плату, о которой они договорились, кроме как, если они не договорятся об ином.
- Аннулируется ли договор аренды, если арендодатель не допускает арендатора к объекту – или если наемный рабочий не вышел на работу, или если арендное животное убежало и т.п. – нет, не аннулируется, но право аннулировать договор отдается арендатору. При этом, если он аннулирует договор, то он аннулируется, если же он оставит его в силе, то он аннулируется день за днем. Если же ситуация изменится (арендодатель допустить арендатора на объект, рабочий выйдет на работу, животное найдется и т.п.), то арендатор должен быть заплатить по договору за те дни, в которые мог пользоваться объектом, а за те дни, в которые не мог пользоваться ничего не платит.
- Аннулируется ли договор аренды, если арендный предмет (объект) был кем-либо незаконно отобран у арендатора – арендатор имеет право расторгнуть договор, и если он это сделает, то постановление такое же, как при гибели предмета аренды (3442). Если же не аннулирует, а затем время договора истечет, то ему дается выбор – либо аннулировать договор, и требовать у арендодателя плату обратно, либо оставить договор в силе и требовать у отобравшего среднерыночную арендную плату за предмет.
- Как поступать, если арендатор взял в аренду какой-либо предмет, а затем обнаружил в нем дефект – арендатор имеет право вернуть предмет и расторгнуть договор.
- Можно ли нанимать на работу свободного человека – да.
- Можно ли нанимать кого-либо для написания свитка Корана (мусхафа), а затем платить за это плату – да.
- Можно ли нанимать человека (свободного или раба, мужчину или женщину) в качестве прислуги – да. При этом, если на работу была нанята женщина, то необходимо соблюдать все правила поведения относительно посторонней женщины. При этом, мужчина имеет право (более того обязан) посещать коллективные, пятничные, праздничные намазы. Что касается совершения сунны-ратиба до и после обязательных намазов, а также совершения добровольных намазов – то это разрешается, если не вредит работе.
- Аннулируется ли договор аренды, если скончался один из его участников (арендодатель или арендатор) – нет, но на их место встают их наследники. Если же на место арендатора некому встать, то договор аннулируется.
- Если человек сдал в аренду помещение или участок, которым пользуется на правах уакфа, а затем скончался – договор аренды аннулируется.
- Если опекун отдал ребенка на работу, или его имущество в аренду, а затем ребенок стал совершеннолетним – во-первых, не достаточно того, чтобы ребенок стал совершеннолетним, но нужно, чтобы он был еще и с полноценным разумом (рашид). Если так, то ребенок не имеет право аннулировать эти договора, кроме как, если: 1) опекун заключил их не по праву, во вред ребенка 2) или этот договор усложняет будущее ребенка (многолетний договор и т.п.). Также, если опекун заключил от имени ребенка различные договора по праву, а затем скончался или был заменен другим опекуном, то другой опекун не имеет права отменять эти договора.
- Если раб был отдан на наемный труд, а затем стал свободным в процессе течения срока этого наемного труда – ответ такой же, как в прошлом вопросе с ребенком. Но если бывший раб продолжит работать по договору, то плату будет получать уже он, а не бывший хозяин.
- Может ли владелец продать объект, который он сдал в аренду – да, но должен предупредить покупателя о том, что на этот объект распространяется договор аренды, и что покупатель не сможет заехать в квартиру, кроме как после выхода из нее арендатора. Если же он не предупредит покупателя об этом, то покупатель имеет право на расторжение сделки.
- Аннулируется ли договор аренды, если арендодатель продал объект самому арендатору этого объекта – нет, кроме как если они не обговорят этого отдельно. При этом, арендатор (который еще и покупатель) должен заплатить арендную плату за ранее обговоренный срок аренды, а также цену дома.
- Может ли арендатор поселять вместе с собой кого угодно в арендованный дом или квартиру – да, если этот кто угодно будет равен арендатору по вреду или меньше его. Арендатор имеет право совершать в помещении все, что принято в обычаях людей так, чтобы это не приносило вред помещению.
- Обязательно ли обговаривать какие действия будет совершать арендатор в доме, который он снимает для жилья – нет, т.к. на это указывают обычаи людей, но если обычаев нет, или они не конкретны, то да.
- Может ли тот, кто снял в аренду животное, сажать на него верхом кроме себя кого захочет – да, если тот равен или меньше арендатора по весу.
- Действительно ли условие о том, что объектом аренды может пользоваться только арендатор, и никто кроме него – действительно, если у арендодателя есть на это правильная шариатская цель, а иначе нет. Но договор остается действительным в любом случае.
- Может ли арендатор пересдать в аренду помещение, которое он снял – да, тому, кто равен ему или меньше его по вреду.
- Может ли арендатор пересдать в аренду помещение, которое он снял, но еще не забрал его ключи – нет.
- Может ли арендатор пересдать в аренду помещение или предмет самому арендодателю — да
- Может ли арендатор пересдать в аренду помещение по более высокой цене – да.
- Если арендатор снял помещение (предмет) для определенной деятельности, может ли он делать с этим что-то иное – да, если эта деятельность равна или меньше по вреду, чем та, о которой они изначально договаривались.
- Действителен ли договор аренды земельного участка, который был сдан для посева, но без указания вида посева – да.
- Если арендатор снял в аренду участок для засеивания пшеницы, может ли он засеять что-либо иное – да, если это иное равно или меньше пшеницы по вреду для земли.
- Если арендатор снял в аренду участок для посадки деревьев, может ли он засеять его зерном или возвести строение – зерном может, а возвести строение, нет.
- Обязан ли арендодатель вернуть арендную плату, если посев арендатора земельного участка погиб – нет, кроме как по своему желанию.
- Если арендатор снял в аренду земельный участок для засеивания, затем время аренды истекло, а урожай еще не поспел – если это произошло по вине арендатора (поздно засеял, или засеял такие виды зерна, которые поздно поспевают), то хозяину земли дается выбор одного из трех действий: 1) выкупить этот урожай по среднерыночной цене 2) оставить урожай на земле до времени его полного созревания, но арендатор должен будет доплатить дополнительную среднерыночную арендную плату 3) если у арендодателя есть правильная шариатская цель, то он может заставить арендатора удалить урожай с этой земли. Если же это произошло не по вине арендатора (из-за холодов, или непогоды и т.п.), то арендодатель обязан оставить этот урожай пока он не поспеет за дополнительную плату, и не имеет права выкупать его или заставлять убирать урожай.
- Можно ли нанимать на работу рабочего так, что его платой будет его кормление или одевание – да. При этом объем кормления и его вид возвращается к обычаям людей.
- Можно ли нанимать на работу рабочего так, что его платой будет обговоренный вид еды или одежды – да.
- Если рабочий был нанят за еду, а затем перестал в ней нуждаться или заболел так, что не может употреблять пищу – он все равно имеет право требовать эту еду (затем может продать ее, или накормить этой едой кого-либо). При этом, он не имеет права требовать у арендодателя что-либо, кроме еды.
- Можно ли снимать в аренду животное так, что платой будет его кормление – да, и объем кормления возвращается к обычаям людей.
- Можно ли передать человеку товар и сказать — продай его и отдашь мне столько-то, а остальное тебе – да.
- Об узаконенности нанимать на работу кормилицу для ребенка и условия этого – это узаконено. Условия: 1) чтобы был обозначен срок кормления 2) чтобы кормилица увидела ребенка или получила его полноценное описание (т.е. его возраст и величина) 3) чтобы было обозначено место – где будет происходить кормление 4) чтобы была установлена известная плата.
- Если после договора аренды кормилицы скончалась кормилица или ребенок – договор аннулируется, при этом, то кормилица должна вернуть те деньги, которые взяла предварительно, а затем не отработала их.
- Если человек снял в аренду животное (или авто) до определенного места, а затем уехал на нем дальше – платит договоренную сумму, плюс дополнительно среднерыночную арендную плату за лишнее расстояние. При этом, если животное (авто) погибло на том участке, который был превышающим, то арендатор должен выплатить сумму животного. Так же, если животное умерло по возвращении вследствие перенагрузки из-за превышения расстояния.
- Если человек снял в аренду животное (или авто) для перевоза груза, а затем взвалил на него больше обговоренного – ответ такой же, как в прошлом вопросе.
- Можно ли снять в аренду животное на время военного похода – нет.
- Можно ли снять в аренду животное на время военного похода с условием, что за каждый день такая-то плата – да.
- Действителен ли договор труда, если сказано — если сошьешь мне рубаху сегодня, то тебе дирхам, а если завтра, то пол дирхама – да.
- Можно ли снять в аренду животное так, что один будет ехать на нем час, а другой следующий час – да, но, при этом, должно быть обозначено, сколько человек будет ехать, а сколько идти, а иначе договор недействителен.
- Можно ли сдать в аренду животное так, что арендодатель не видел того, кто будет ездить на нем верхом – можно, если описание этого человека было подробным (его вес и рост).
- Можно ли снять в аренду животное так, что арендатор, в обмен за плату, будет пить молоко этого животного – да.
- Несет ли ответственность наемный рабочий за то, что погубил в процессе работы – здесь может быть две большие ситуации: 1) рабочий «муштарак» (получает плату за работу, а не за время, и принимает заказы сразу от неограниченного количества людей). Он несет ответственность, даже если вещь погибла, пока находилась у него, не по его вине. Но если эту вещь у него украли или незаконно отобрали так, что он в этом не виноват, то не несет ответственности, более того, заслуживает плату за работу, если проделал ее. 2) рабочий «хас» (получает плату за время, а не за проделанный объем работ, и работает конкретно на одну личность). Он несет ответственность только в том случае, если вещь погибла по его вине (по упущению или преступанию границ).
- Если человек передал ткачу ткань и сказал — если ее хватает на рубаху, то режь, тот порезал, а ткани не хватило – ткач несет ответственность. Если же заказчик сказал: «хватит ли этой ткани на рубаху»? Ткач сказал: «да». Тот сказал: «режь». Ткач порезал, а потом оказалось, что ткани не хватает на рубаху, то не несет ответственности (не должен возмещать за погубленный материал).
- Указание на то, что арендованный предмет подобен вещи, оставленной на доверенное хранение – это так. Это означает, что арендатор несет ответственность за гибель или порчу этого предмета только в том случае, если это произошло по его вине.
- Может ли арендатор, который снял в аренду животное, бить это животное – может так, как это принято у людей. При этом, если в процессе этого удара что-то произошло, то ударивший не несет ответственности. Если же удар был превышающий, то несет ответственность.
- Несет ли ответственность врач, если вследствие его действий был погублен какой-либо орган человека – не несет, если соблюдается два условия: 1) если он специалист в своем деле и обладает опытом 2) если его рука не преступила границы при врачебных действиях.
- Разрешено ли тому, кто делает кровопускание людям (хиджама), брать за это плату – да, но нежелательно.
- Можно ли нанимать врача за плату для того, чтобы тот сделал обрезание – да.
- Является ли зарплата того, кто чистит туалеты, разрешенным видом заработка – да.
- Несет ли ответственность пастух за утерянных или погибших овец – нет, кроме как, если это произошло по его вине (уснул; отпустил овец далеко от себя; дал им разойтись, затем не досчитался одной овцы; ударил овцу превышающим ударом и т.п.).
- Разъяснение того, что можно сдавать в качестве аренды – все, что дает разрешенные полезные результаты, которые можно использовать так, что сам предмет остается.
- Разъяснение того, что нельзя сдавать в качестве аренды – 1) все, что нельзя продавать (кроме человека и уакфа). В это, среди прочего, входит все, что невозможно передать и доставить, также все, описание чего неизвестно, также все, от чего нет пользы.
- Можно ли сдавать в аренду украшения (золотые, серебряные и иные) – да.
- Можно ли снимать в аренду помещение для того, чтобы совершать в нем намазы и использовать его как мечеть – да.
- Можно ли сдавать помещение тому, кто будет использовать его как церковь, или совершать в нем запретное – нет. При этом, если арендатор хочет снять помещения в основе для того, чтобы использовать его в запретных целях (только для совершения в нем многобожия (как церковь или синагога), или для продажи спиртного, игорный дом, дом распутства и т.п.), то помещение сдавать ему нельзя, а если сдаст, то плата является запретным заработком. Если же сдал тому, кто не собирается использовать помещение только для запретного, то сдавать такому разрешено, а если он все же затем будет совершать что-то запретное, то плата не становится запретной для арендодателя.
- Можно ли сдавать в аренду самца животного для случки – за деньги, нет. Если же арендатор сам предложит что-то при возвращении животного, то это можно взять. См. ответ 2590, 2591.
- Можно ли сдавать в аренду долю дома или участка, если эта доля известна в цифрах, но не поделена на самом участке – да.
- Можно ли сдавать в аренду собаку – нет.
- Можно ли отдать в аренду свиток Корана (мусхаф) за плату – да.
- Может ли мусульманин наняться на работу к неверующему – может, если эта работа не из тех видов работ, при которых мусульманин унижает себя перед неверующим (прислуга, чистка туалетов и т.п.).
- Можно ли предлагать свое помещение в аренду тому, кто уже снял помещение у другого мусульманина – нет.
- Если пользование помещением было отложено по договору аренды, затем арендатор скончался, обязан ли он платить за помещение – т.е. если договорились об аренде дома так, что арендный срок начинается через 3 месяца. Затем арендатор скончался до пользования квартирой. В этом случае, он ничего не платит.
- Подпадает ли под аренду дерево, которое растет в арендованном доме (на его участке) – да.
- Кто должен чистить канализацию дома, которая сдается в аренду — арендодатель или арендатор – до захода арендатора – хозяин дома. Затем если она наполнится действием арендатора, то арендатор. Затем при выезде из помещения арендатор должен оставить канализационное помещение так, как он его принял при въезде.
- Какие постановления следуют за недействительным договором аренды или наемного труда – если вследствие недействительного договора никаких действий произведено не было, то он просто разрывается. Если же арендатор пользовался арендным объектом, то он платит за него среднерыночную арендную плату, а не ту, которая указана в договоре.
- Можно ли брать плату за обучение Корану – если ученик предлагает плату сам так, что учитель не ставит это как условие, то можно. Если же учитель сам ставит это как условие, то это разрешено ему, если он нуждается, и если обучение забирает его время и не дает ему зарабатывать. Если же учитель не нуждается, то ставить условие платы как минимум нежелательно, и может быть также запретным.
- Как поступать, если арендодатель и арендатор разногласят относительно размера арендной платы – оба клянутся на верность своего заявления и неверность заявления оппонента и разрывают договор, и арендодатель получает среднерыночную плату за этот объект (если же среднерыночная плата превышает ту, о которой заявляет арендодатель, то он получает только то, что заявляет). Если же один из них откажется клясться на свое заявление и ложность заявления оппонента, то решение выносится против него и за оппонента.
- Как поступать, если арендодатель и арендатор разногласят относительно срока аренды – слово отдается тому, кто заявляет о меньшем сроке.
- Как поступать, если арендодатель и арендатор разногласят относительно того, кто нанес ущерб помещению или предмету – предпочтение отдается слову арендатора.
- Определение понятия джа’аля (кто найдет моего верблюда, тому то-то) – это когда человек, финансовые действия которого разрешены шариатом, объявляет о выполнении работ (обозначенных или не обозначенных конкретно), в обозначенный или не обозначенный срок, обещая при этом конкретно обозначенную плату. Пример: кто возведет мне стену, тому то-то. Кто приведет ко мне моего потерянного ребенка, тому то-то.
- Об узаконенности понятия джа’аля – оно узаконено.
- Какая разница между джа’алей (кто найдет мою потерянную вещь, тому то-то) и арендой – аренда договор принуждающий, а джа’аля нет. За этим следует то, что в джа’але объем труда, временной срок и конкретный рабочий могут быть не обозначены.
- Может ли подавший объявление о джа’аля отказаться от него, а также тот, кто на это объявление откликнулся – рабочий может отказаться в любом случае, при этом, он не претендует на плату. Что касается подавшего объявление, то он может отказаться в любой момент, кроме как, если рабочий уже завершил работу. Тогда он обязан выплатить плату. Если же конкретный рабочий уже начал выполнение работы, а затем последовал отказ от подавшего объявление, то рабочий может потребовать платы за уже проделанную работу.
- Является ли обязательным условием договора джа’али то, чтобы плата за работу была конкретно установленной – да. При этом, плата может быть установлена в форме: кто приведет моего убежавшего раба, тот становится владельцем половины этого раба.
- Можно ли подвязать договор джа’али к определенному времени или месту – да. Пример: кто найдет мое животное в Басре, или кто найдет мое животное в течение месяца. В этом случае, рабочий заслуживает плату, только если выполнит работу в установленном месте и времени.
- Можно ли заключить договор джа’али с кем-либо конкретным, или назвать разным людям разную плату – можно.
- Если человек сказал — кто приведет мое потерянное животное, тому динар, затем его привели сразу трое – они получают динар на троих. Если же он задал задание только одному, а вместе с ним, животное привели еще двое, то если эти двое помогали бесплатно, то этот получает динар, а те не получают ничего. Если же они также хотят плату, то они не получают ничего, а тот, с кем заключался договор, получает треть динара.
- Имеет ли право на вознаграждение тот, кто привел животное человеку так, что тот никому ничего не обещал – нет, без разницы, о чем идет речь – о рабе или ком-либо ином.
- Если человек сказал — кто приведет мое потерянное животное с такого-то города, тому динар, затем его привели с середины пути – получает плату в пол динара.