018. Глава о подарках и милостыне (хиба)
Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса вы можете, пройдя по ссылке, которая подвязана к вопросу. Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.
- Определение того, что такое хиба (понятие, включающее в себя подарки и милостыню) – это понятие, включающее в себя понятие подарка и милостыни. Милостыня – это то, что дается ради Лика Всевышнего Аллаха, как поклонение, без какого-либо взаимного требования или даже намерения. И дается она тем, кто нуждается. Подарок – это то же самое, что милостыня, но дается не нуждающемуся, а любому, с целью почтить его. При этом, возможно человек надеется на что-либо взаимное.
- Что является более достойным и великим по награде — подарок или милостыня – милостыня. Но из этого могут быть исключения, как, например, подарок кому-либо из родственников (или братьев по вере) для поддержки родственных (или братских) связей, даже если он не из нуждающихся. Или помощь кому-либо из семейства посланника Аллаха (салляЛляху ‘алейхи уа саллям), т.к. им запрещена милостыня, но разрешен подарок.
- Когда подарок или милостыня становятся вступившими в силу так, что их нельзя забрать обратно – здесь может быть 5 стадий – а) намерение дать садака или подарок б) высказывание этого в) принятие этого тем, кому дается хиба г) разрешение забрать подарок д) перенятие этого подарка (т.е. его забирание – кабд) тем, кому хиба дается. Так вот, подарок считается вступившим в силу только после 5 стадии. Примечание: во всех действиях обоих участников может заменять уполномоченный (уакиль).
- Может ли подаривший подарок аннулировать его, если человек еще не успел этот подарок забрать – да. Также, если получающий подарок забрал его без разрешения, его забирание не считается действительным, и подаривший все еще может аннулировать подарок.
- Как поступить, если подаривший подарок или принявший его скончался – если принявший подарок успел забрать его себе, то этот предмет считается его владением, и если он скончается, то переходит по наследству к его наследникам. Если же подарок забрать еще не успел, то никаких юридических последствий не следует. Т.е. если скончался подаривший, то этот подарочный предмет переходит к его наследникам, т.к. он еще не вышел из его владения. Если же скончался тот, кому подарок подарили, то он лишается права на этот подарок, и он так и остается во владении подарившего.
- Можно ли подарить то, что итак уже в руках у получателя подарка (вещь была оставлена ему на хранение, или отобрана им) – да. При этом, подарок считается забранным по одному лишь факту высказывания о подарке.
- Является ли высказывание передачи и принятия подарка обязательным условием действительности подарка – нет, но это можно заменить действием.
- Какое действие считается забиранием подарка – то же, что считается забиранием в торговле (кабд).
- Можно ли подарить то, доля чего определена, но на практике не поделена (общая земля или помещение) – да.
- Можно ли дарить то, что невозможно передать (сбежавшее животное; отобранное имущество и т.п.) – да.
- Можно ли подарить то, что неизвестно (дарю тебе то, что будет передано мне по наследству, не зная, что это) – в основе – да. Однако, если на практике имущество оказалось большим, чем предполагал дарящий, то подарок считается действительным только в том размере, на который он рассчитывал. Пример: Зейд подарил Мансуру свое будущее наследство, рассчитывая, что оно не превысит миллиона рублей, но на деле, оно оказалось 3 миллиона. В этом случае, подарок действителен только в один миллион, а остальное подаривший имеет право вернуть себе обратно.
- Можно ли дарить то, чего еще не существует (дарю тебе урожай будущего года, или будущий плод животного) – да (но с таким же примечанием, как в прошлом вопросе).
- Можно ли подарить плод в чреве животного, или молоко в его вымени – да (но с таким же примечанием, как в вопросе 3625).
- Можно ли подвешивать подарок под условие (если я излечусь, то этот дом — подарок тебе) – да.
- Можно ли подвешивать подарок под условие неполного владения (я подарю тебе с условием, что ты это не продашь) – да, если от этого есть правильная шариатская цель (см. ответ на вопрос 2576). Но, при этом, если данное условие создает дополнительную сложность тому, кто получает подарок, то получающий подарок может отказаться от этого условия еще до принятия подарка. А затем, дарящий уже выбирает – дарить ему подарок без этого условия, или нет.
- Можно ли подарить корову, исключив ее еще нерожденный плод, находящийся в ее чреве – да.
- Можно ли ограничивать подарок временем (я дарю тебе этот дом на год) – да.
- Можно ли подарить должнику тот долг, который он еще не погасил – да. При этом, должник может не принять это, и все же выплатить долг.
- Можно ли подарить кому-либо то, что до сих пор находится в качестве долга у должника – да. Если же человек расплачивается за что-либо этим долгом (т.е. покупает, например, картошку и говорит: деньги за меня тебе отдаст мой должник), то это разрешено в том, в чем не протекает риба, а также с предупреждением о том, что должник из тех, кто затягивает с погашением долгов, или он в сложном финансовом положении, или он банкрот и т.п., если он действительно таков.
- Можно ли простить долг, объем которого неизвестен – можно, с двумя условиями: а) если они не могут узнать объем долга, или это слишком сложно б) если должник не скрывает свое знание об объеме долга.
- Если подарок был подарен ребенку, то кто перенимает его за этого ребенка – перенимание самим ребенком – недействительно. За него подарок перенимает его опекун (отец, или тот, кого назначил отец). Если же нет опекуна, то перенимает судья местности. Если же нет судьи, то за ребенка перенять подарок может любой доверенный родственник (как мама или сестра). Примечание: речь идет о существенных подарках (недвижимость, авто и т.п.).
- Разъяснение того, что если отец подарит что-либо ребенку, то он сам же и перенимает этот подарок за ребенка – это так, при этом, достаточно ему лишь высказать слово о подарке, и нет нужды перенимать этот подарок от себя же самого.
- Можно ли предпочитать одного ребенка над другим в подарках – нет, это запрещено.
- Действителен ли подарок, который был подарен одному ребенку, а остальным не было подарено ничего – нет. Исходя из этого, если такой недействительный подарок был подарен, а затем подаривший родитель скончался, то наследники имеют право забрать этот подарок и разделить его среди остального наследства.
- Что значит соблюдение справедливости между детьми в подарках и трате на них – что касается подарков, то справедливость в этом означает дарить мальчику в два раза больше, чем девочке. Что касается траты на детей, то справедливость в этом – покупать каждому то, в чем он нуждается. Старший нуждается в большем, чем младший. Если у одного из детей порвалась обувь, то ему покупается обувь, а остальным нет, из-за отсутствия нужды.
- Обязан ли человек соблюдать равенство в подарках также и относительно других родственников – нет. Но, при этом, он должен обращать внимание на то, чтобы подарок одному из родственников не привел к разрыву отношений между родственниками.
- Обязана ли мать, так же, как и отец, соблюдать справедливость, даря подарки детям – да.
- Можно ли забирать подарок обратно – это запрещено.
- Можно ли отец забрать обратно подарок, который он подарил своему ребенку – да.
- Можно ли мать забрать обратно подарок, который она подарила своему ребенку – да.
- Могут ли супруги забирать свои подарки, которые они дарили друг другу, обратно – муж не может забирать тот подарок, который он подарил жене. Жена же может забрать свой подарок, если подарила его вследствие того, что муж ее обманул или обольстил.
- При соблюдении каких условий родитель может забрать подарок, который он подарил ребенку – 1) чтобы подарок до сих пор находился во владении сына. Здесь может быть 4 ситуации: а) если сын уже продал этот подарок, или подарил его, или отдал в качестве милостыни и т.п. б) то же самое, как в (а), но после этого сын обратно приобрел этот предмет (купил его, или опять получил в качестве подарка от своего же покупателя и т.п.). в) если сын продал этот предмет, но затем этот предмет обратно вернулся к нему, в результате разрыва или недействительности сделки. г) если сын продал предмет, но отказался от продажи тут же – либо в мажлисе, либо воспользовавшись хыяр уш-шарт (временем на обдумывание). В случаях (а) и (б) отец не может вернуть подарок обратно, а в случаях (в) и (г) – может. 2) Чтобы подарочный предмет был до сих пор под распоряжением сына. Если же он отдал его в качестве залогового предмета, или сын обанкротился – то отец не может забрать свой подарок. 3) Чтобы из-за этого предмета у сына не возникли финансовые отношения с другими людьми. Как, например, узнав, что человеку (сыну) дали в подарок большой участок земли, ему кто-то дал в долг, или продал ему что-то с отсрочкой платежа, и все они рассчитывают на то, что если сын не сможет расплатиться, то в дело пустят участок, который будет продан, и долги будут покрыты. В этом случае, если отец подарил свой подарок сыну специально, чтобы побудить людей к финансовым отношениям со своим сыном, то он не может забрать этот подарок отдельно, если же не имел такого намерения, то может. 4) Чтобы этот подарок не увеличился неотделимым увеличением. Если же он увеличился существенным увеличением (овечка была тощей, стала жирной и т.п.), то отец не может забрать этот подарок. Если же увеличение отделимое, то отец может забрать свой подарок, а отделимое увеличение остается сыну.
- Может ли родитель забрать свой подарок у ребенка, если этот подарок уже ухудшился в качестве или уменьшился в цене – да. При этом, сын не несет ответственности за ухудшение. Примечание: забирание подарка отцом не нуждается в постановлении судьи.
- Можно ли забрать подарок лишь действием, или факт забирания обязательно проговаривать языком – если отец лишь взял намерение на это, то это не считается забиранием подарка. Если же он высказал это языком, то это считается забиранием. Если же он забрал рукой, но не высказал языком, то это считается за забирание, если отец имел на это намерение. Если же мы не знаем о его намерении, то нужно задать вопрос об этом отцу. Если же последнее невозможно (отец умер или что-либо подобное), то если есть косвенные доказательства, указывающие на наличие намерения или на его отсутствие, то необходимо следовать за этими доказательствами. Если же их нет, то это не считается за забирание.
- Может ли отец забирать из имущества своего сына или дочери что пожелает в свое владение – в основе не может. Но может только в том случае, если он нуждается в этих деньгах, а сын не находится в состоянии острой нужды.
- Может ли сын или дочь требовать у своего отца возврата долга – может, придерживаясь вежливости и не настойчиво. Что касается того, чтобы требовать грубо, или подавать в суд и т.п., то это запрещено.
- Может ли отец распоряжаться личным имуществом сына или дочери – нет, пока не заберет его в свое владение.
- Может ли отец совершать половой акт с рабыней своего сына – здесь может быть несколько ситуаций: а) если сын уже совершал с ней половой акт, то отец не может совершать его с ней б) если сын купил рабыню и не успел совершить с ней половой акт, то отец, забрав рабыню в свое владение (а не просто в пользование), может совершать с ней половой акт, после того, как пройдет один менструальный период (аль-истибра).
- Является ли действительным подарок, подаренный в предсмертной болезни – постановление подарка в этом случае такое же, как постановление завещание. Т.е. этот подарок не должен превышать по цене треть всего его имущества, и не должен быть подарен наследнику.
- Является ли обязательным возместить подарок, который не был обусловлен необходимостью возмещения – нет, но это желательно.
- Если человек подарил подарок, но обусловил неопределенное возмещение – этот подарок действителен, и получивший подарок должен возместить его таким подарком, которым останется доволен подаривший. А иначе, подаривший подарок может забрать его обратно. При этом, если подарок уже испортился или понизился в цене, то получатель подарка не несет за это ответственности.
- Если человек подарил подарок и обусловил определенное, конкретное возмещение – этот подарок действителен и все его постановления подобны постановлениям торговли.
- Определение того, что такое ‘умра и рукба – ‘умра – это когда человек говорит другому: этот дом тебе, пока ты (или я) жив. Рукба – это когда один говорит другому: этот дом твой так, что если ты умрешь раньше меня, то этот дом возвращается в мое владение, если же раньше умру я, то этот дом остается в твоем владении и во владении твоих наследников.
- Об узаконенности ‘умры и рукбы – эти понятия узаконены достоверными хадисами. Но, вместе с этим, хадисы перевели эти понятия из их прошлого значения в то, что при ‘умре или рукбе дом переходит к получателю на правах владения, а не просто пожизненного пользования.
- Если вещь передана в качестве ‘умры, несет ли это передачу прав владения или лишь пользования – прав владения. Это, если передающий помещение в качестве ‘умры или рукбы не ограничил это лишь пожизненным владением.
- Если человек ограничил ‘умру жизненным сроком, возвращается ли предмет обратно к владельцу после смерти пользователя – да.
- Если человек, передавая предмет в качестве ‘умры, сказал — это тебе в твоей жизни – он может забрать это помещение в любой момент, но с условием, что это не нанесет существенного вреда тому, кому помещение было передано по ‘умре или рукбе.
- Действительна ли ‘умра в чем-то, кроме недвижимости – да.
- Что значат слова ‘Умара в хадисе 927 — я передал свою лошадь на пути Аллаха — это садака или уакф – садака.
- Можно ли забирать обратно милостыню – нет, так же, как и подарок.
- Можно ли забрать милостыню или подарок обратно, выкупив их – это запрещено. Но если он выкупает по среднерыночной цене без ее занижения, то этот запрет уже не так серьезен. Если же эта милостыня вернулась к человеку в качестве наследства, то он может ее забрать. Также, если человек, получивший милостыню, продал ее кому-либо, то давший садака может выкупить ее у этого покупателя. Если же получивший милостыню сам вернул ее, без каких-либо просьб или намеков, то ее также можно забрать.
- О достоинстве того, чтобы дарить друг другу подарки – достоинство этого установлено хадисами, усиляет любовь и братство среди верующих.
- Можно ли принимать подарки от многобожников и неверных – да.
- Можно ли дарить подарки многобожникам и неверным – если этот неверный не из тех, кто сражался с мусульманами из-за религии, и не изгонял их из их домов, и не помогал в этом, то можно. Если же он из последних, то это можно только с целью склонить его к Исламу, или как ответный подарок. Но, в обоих случаях, нельзя дарить им то, чем они могут усилиться против мусульман, и нельзя дарить им подарки на их праздники.
- Можно ли дарить многобожнику то, что нельзя дарить мусульманину, или то, что может быть использовано в запретном – вопрос подарка здесь полностью подобен вопроса продажи (т.е. все, что можно продавать многобожнику, можно ему дарить, а все, что нет – нет). Также мусульманин и многобожник в этом вопросе в одном и том же постановлении. Т.е. если предмет не может быть использован, кроме как в запретном направлении, то его нельзя дарить ни многобожнику, ни мусульманину. Если же предмет может быть использован не только в запретных направлениях, но и разрешенных, то его можно дарить, как мусульманину, так и многобожнику. Но, если есть уверенность или превышающее предположение того, что этот подарок будет использоваться именно в запретных целях, то дарить его нельзя ни тому, ни другому. Если же этого неизвестно, об этом необходимо спросить.