аль-Кауа’ид уаль усуль уль-джами’а (вопросы и ответы) — 1-30

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книге, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/02-kauaid-jamig

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Вопросы, на которые необходимо знать ответы, после изучения книги
«аль-Кауа’ид уаль-усуль уль-джами’а».

ПРАВИЛА №№ 1-30

Общее вступление перед изучением книги:

1. Как называется книга, и как зовут ее автора?

«аль-Кауа’иду уаль усул уль-джами’а» (Собирающие правила и основы). Автор шейх аль-‘алляма ‘Абдуррахман ибн Насыр ас-Са’ди.

2. Когда шейх ас-Са’ди написал эту книгу, и влияет ли этот факт на качество и научный уровень книги?

Автор написал эту книгу за год до своей смерти – в 1375 г. хиджры. Это указывает на то, что шейх написал эту книгу и вложил в нее весь свой научный и преподавательский опыт, что, безусловно, говорит о высоком уровне книги.

3. Автор назвал эту книгу «Правила и основы», вместе с тем, что ни в одном из названий правил он не говорит: «основа», но всегда использует слово «правило». Так как же нам отличить, что в этой книге является «правилом», а что «основой»?

Это можно узнать, посмотрев в шарх шейха ас-Са’ди к этим правилам. Некоторые из правил он начинает словами: «Это великая основа…», или «эта основа…». Секрет же этого в том, что автор называет «основой» те правила, которым есть много доказательств, и относительно них есть единогласие. А то, что меньше этого по силе, он называет «правилом», а иногда и вовсе использует слово «дабит».

4. Каково количество правил книги?

60.

5. Мы указали на то, что правила этой книги не одинаковы, но их можно разделить на три вида – что это за виды?

1) Фундаментальные правила, относительно которых есть единогласие ученых, и которые часто используются ими при разъяснении разных вопросов фикха.

2) Не столь широкие, как первые, но также установленные шариатскими контекстами.

3) Правила, которые не указаны явно в контекстах, но их смысл выводится из контекстов, после их подробного рассмотрения. Относительно последних есть разногласие в одном мазхабе, не говоря уже о сторонниках разных мазхабов.

6. Мы указали на то, что шейх ас-Са’ди не поместил в эту свою книгу сразу два вида правил, которые зачастую упоминаются в книгах правил фикха. Что это за два вида правил?

1) Правила, относительно которых больше разногласий, нежели единогласия, и исключений из которых больше, чем основ.

2) Правила, которые вносят раскол и разногласия между мазхабами.

Вступление шейха ас-Са’ди:

7. Кто из обладателей знания выявил особую заботу о «вступительном слове» (хутбат уль-хаджа)?

Шейх уль-Ислам Ибн Теймия – ему принадлежит шарх на «хутбат уль-хаджа» (имеется в составе «Мажму’ уль-Фатауа»). Шейх Салим аль-Хиляли сделал свои комментарии к этому шарху. Что же касается разбора иснада и различных риваятов, то заботу об этом проявил шейх аль-‘алляма аль-Албани.

8. Автор разъяснил то, что эта наука состоит из двух составляющих – «точки объединения постановлений» и «точки разъединения постановлений» – как это понять? Приведи примеры.

«Точки объединения постановлений» – это такие параллели, которые связывают воедино, и сводят к единому постановлению, казалось бы, разные шариатские вопросы. Если смотришь на эти вопросы, то считаешь их разными в своей сути, но обладатели знания замечают в них такие моменты, которые объединяют эти вопросы. «Точки разъединения постановлений» – это такие моменты, которые разъединяют в постановлении, казалось бы, похожие и равные вопросы.

9. Что значат эти слова: «Шариат не разделяет между равными понятиями, и не объединяет разные»?

«Шариат не разделяет между равными понятиями, и не объединяет разные» – т.е. по причине того, что все шариатские постановления вытекают из Мудрости Всевышнего Аллаха, и основываются на разные причины, шариат делает так, что выдает единое постановление в равных вопросах, и разъединяет в постановлениях разные вопросы. Если бы не было такого, то это привело бы к противоречию в шариатских контекстах так, что один вопрос имел бы одно постановление, а другой вопрос, который полностью схож с первым, имел бы уже совсем иное постановление. Это в очередной раз доказывает то, что шариатские постановления не построены на случайности и страстях, но следуют за Мудростью и Знанием Всевышнего.

Правило 1 — шариат приказывает лишь то, польза чего абсолютна или превышающая, и запрещает то, вред чего абсолютен или превышающий:

10. Разъясни смысл этого правила в общем.

Смысл этого правила в том, что если шариат приказывает что-либо, то можно быть уверенным, что в этом только благо, либо абсолютное, либо превышающее, даже если человеку иногда кажется, наоборот. И то, что шариат не запрещает ничего благого и полезного для нас, но даже если в запретном есть что-то полезное, то вред его превышает пользу.

11. Мы упоминали о том, что данное правило состоит из трех частей. Что это за части, и каждая ли из них упомянута в этой книге?

Первая часть – это то, что упомянуто в названии правила. Вторая часть – это то, что приходит в правиле 33 (если нет возможности выполнить оба благих деяния, то нужно выбрать наилучшее, а из двух зол наименьшее). Третья часть (не присутствует в этой книге, как правило, но шейх ас-Са’ди упоминает его вскользь, упоминая ему три примера, см. вопрос 17) – как поступать при столкновении пользы и вреда – предпочесть ли достижение пользы, даже если от этого последует вред, или предпочесть избежать вреда, даже если при этом, придется лишиться пользы.

12. Кто из ученых сказал о том, что к этому правилу возвращаются все остальные правила? А кто сказал о том, что на этом правиле строится весь шариат?

Первую фразу произнес Ибн Абиль-‘Изз аль-ханафи в своей книге «Кауа’ид уль-ахкам фи масалих иль-анам», с ним в этом согласились ас-Суюты и ас-Субуки. Вторая же фраза принадлежит самому шейху ас-Са’ди, который упоминает ее в этой книге.

13. Каковы доводы на это правило? И есть ли разногласия относительно этого правила?

Доводов на это правило превеликое множество, из этого то, что Всевышний описывается Мудростью. Также Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что вас оживляет» (8: 24). А также сказал: «Воистину, Аллах повелевает соблюдать справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы помяните назидание». (16: 90). А также: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». (7: 33). А также: «Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны». (5: 6). Также хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн уль-‘Аса о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не было до меня такого пророка, обязанностью которого не было бы указать своей общине на лучшее из того, что он знает для них, и предостеречь их от худшего, что он знает для них» (Муслим).

Также относительно этого правила нет разногласий, как это передали некоторые из мухаккыков.

14. Возможно ли наличие «абсолютного блага» и «абсолютного вреда»? А возможно ли наличие объекта, польза и вред которого равны?

Что касается абсолютного вреда и пользы, то это возможно само по себе, в отрыве от посторонних факторов.

Что касается объекта, польза и вред которого равны, то Ибн уль-Кайим в «Мифтах дари с-са’ада» пришел к выводу об отсутствии такого объекта.

15. Мы говорили о том, что данное правило построено на идеологическом вопросе – обусловливаются ли действия Всевышнего Аллаха мудростью или нет? Какого мнения придерживаются приверженцы Сунны в этом вопросе, а какого те, кто противоречит им?

Слово приверженцев Сунны в этом вопросе состоит в том, что действия Всевышнего Аллаха вытекают из его мудрости и преследуют определенные цели, а не являются бесцельными или пустыми. Этим приверженцы Сунны противоречат джахмитам и аш’аритам, которые говорят, что действия Всевышнего вытекают лишь из Его Воли, но не вытекают из мудрости и не преследуют целей. Аргументируют это тем, что если они скажут по первому мнению, то это будет означать, что Всевышний подчиняется причинам и действует для их достижения, что означает нужду. Слово этих нововведенцев является ложным.

16. Является ли верным деление прав – на права Аллаха и права его рабов?

аль-Карафи указал на правильность этого деления, но упомянул, что любое право рабов непременно содержит в себе что-то из прав Аллаха.

17. Автор книги упомянул сразу три примера на то, как запретное явление становится узаконенным из-за превышения пользы. Вспомни эти примеры.

1) Разрешенность лжи для примирения двух людей (хадис Умм Кульсум у Бухари и Муслима), также во время войны (хадис Джабира у Бухари и Муслима в истории убийства Ка’ба ибн уль-Ашрафа), и для того, чтобы скрыть невинного мусульманина от погони тиранического правителя (единогласное мнение ученых).

2) Разрешенность состязаний на деньги (скачки лошадей, верблюдов и стрельба)

3) Разрешенность поесть свинину или мертвечину для того, чтобы не умереть с голода (5: 3).

18. Есть два важных явления, на которые нужно обращать внимание при столкновении пользы и вреда. Что это за два явления?

1) Необходимо должным, действительным образом (а не просто предположением) установить наличие пользы или вреда

2) Затем взвесить это нужно на весах шариата (а не на весах разума или чувств).

Правило 2 — средства берут постановление целей:

19. Упомяни примеры на это правило.

Автор привел этому правилу очень много примеров, и эти примеры разбиваются на несколько больших блоков, под которыми уже частные примеры:

1) все, без чего невозможно выполнить уажиб, становится уажибом: а) любое поклонение, у которого есть свои столпы и условия (намаз – не будет действительным без очищения, направления на кыйблу, покрытия ‘аурата и т.п.) б) омовение уажиб для намаза, а значит, при заходе времени намаза нужно заняться поиском воды, если нет, то в некоторых случаях купить ее в) требование знания – уажиб (либо личностный, либо коллективный), т.к. без него невозможно правильное выполнение обязательных и желательных действий г) кормить семью – уажиб, а значит заниматься поиском пропитания тоже уажиб д) погашение долгов уажиб – а значит заработать средства для их погашения, тоже уажиб е) познание смыслов Корана и Сунны – уажиб, а значит изучение «наук средств» – уажиб ж) вернуть отданное на хранение – уажиб, а значит, предпринять все необходимые меры для его сохранения – уажиб

2) все, что следует за поклонением берет постановление поклонения: а) усталость, жажда, голод во время военных походов б) возврат с коллективного намаза или с других поклонений

3) правило: «прикрытие дорог к запретному»: а) запрещается продажа винограда тому, кто будет производить из него сок б) продажа оружия неверным и хауариджам в) продажа яйца тому, кто будет колдовать на нем или справлять пасху г) запрет на куплю-продажу после азана на пятничный намаз д) запретный взор, а также уединение с посторонней женщиной, чтобы избежать прелюбодеяния е) запрет на все, что может привести к взаимной вражде и разрыву отношений: продажа на продажу брата, сватовство на его сватовство

4) запрет злостной хитрости и разрешение необходимой хитрости: а) попытки удалить право преимущественной покупки б) продажа «аль-‘ина» в) хитрость для возвращения жены после троекратного развода г) необходимая хитрость – как хитрость для получения своих прав, или для сохранения жизни и имущества.

20. Мы говорили о том, что «средства» бывают двух видов. Что это за виды, и какой из них имеет отношение к этому правилу?

«Средства, постановления которых итак известны из прямого шариатского контекста», «средства, постановление которых нуждается в выведении его постановления». В этом правиле изучается второй вид.

21. В чем аргументация слов того, кто говорит, что данное правило распространяется на половину шариата?

Потому что весь шариат – это то, что состоит из двух частей: средство и цель.

22. Мы упомянули сразу несколько правил, которые параллельны этому правилу, и говорят о той же теме. Что это за правила?

«То, без чего не будет выполнен уажиб, тоже уажиб», «то, без чего не претворяется в жизнь обязательность, не является обязательным», «каково постановление того, без чего невозможно удержаться от запретного», » завершительные моменты и добавки берут постановления целей «.

23. Правильно ли будет сказать, что возвращение с коллективного намаза несет постановление обязательности? И что значит правило: «завершительные моменты и добавки берут постановление целей»?

Нет, неправильно, но оно берет постановление «поклонения», но не «обязательности».

24. Чем аргументируется то, что Всевышний награждает за жажду и усталость на пути Аллаха, вместе с тем, что это не из действий раба?

аль-Карафи в своей книге «аль-Фурук» разъяснил этот момент тем, что все это следует за обязательным поклонением, а значит, на это распространяется правило «завершительные моменты и добавки берут постановление целей».

25. Как берется обязательность требования знания из этого правила?

Т.к. без требования знания человек не сможет выполнять обязательства и остерегаться запретного.

26. Каково постановление зарабатывания на жизнь?

Само по себе это является «разрешенным» (мубах), но в зависимости от внешних явлений, может стать обязательным или запретным, желательным или нежелательным. Поэтому шейх уль-Ислам Ибн Теймия сделал опровержение Абу Хамиду аль-Газали, когда он сказал о том, что зарабатывание на жизнь не может быть обязательным. К слову, суфии считают зарабатывание на жизнь запретным в своей основе.

27. Каким образом правило: «прикрытие путей к запретному» связывается с этим нашим правилом? Упомяни некоторые полезные моменты, которые мы упоминали о правиле «прикрытие путей к запретному».

Связывается тем, что это один из блоков-примеров на наше это правило. Это потому что это правило говорит о запретности тех средств, которые приводят к запретным целям. Полезные моменты относительно правила «прикрытие путей к запретному»:

1) эта основа является одной из великих основ шариата, относительно которой есть единогласное мнение ученых с той стороны, что они активно практикуют его при разборе различных вопросов фикха (данное единогласие передал аль-Карафи). Что же касается единогласия теоретического, то его не существует: Ахмад и Малик и многие другие ученые заявили об узаконенности этого правила, а от ханафитов, шафиитов и захиритов распространено то, что они не считают это правило узаконенным (но, вместе с этим, все равно активно используют его на практике).

2) Один из лучших, кто исследовал это правило Ибн Теймия, особенно в книге «Баян уд-далиль ‘аля ибтали т-тахлиль», также Ибн уль-Кайим в «А’лям уль-муакки’ин» и «Игасат уль-Ляхафан» привел 99 доводов на узаконенность этого правила.

3) Это правило вступает в действие, смотря на то, чем заканчивается дело, а не на то, какого намерение действующего.

28. Каким образом правило: «аннулирование злостной хитрости» связывается с этим нашим правилом? Упомяни некоторые полезные моменты, которые мы упоминали о правиле «аннулирование злостной хитрости».

Связь выражается в том, что «злостная хитрость» является средством для достижения дурного, а значит запрещена. Полезные моменты относительно правила «аннулирование злостной хитрости»:

1) это правило является великой основой из основ шариата.

2) хитрость сама по себе имеет постановление «средства», и она может быть запретной (если приводит к запретному) или узаконенной (обязательной, желательной), если приводит к узаконенному. Данное деление известно у обладателей знания, но чаще всего они затрагивают тему хитрости именно запретной.

3) Запретная хитрость бывает 2 видов: а) когда что-то запретное делается дорогой к другому запретному б) когда что-то разрешенное делается дорогой к разрешенному.

4) соотношение правил «аннулирование злостной хитрости» и «прикрытие путей к запретному» – в том, что во втором, человек может не иметь корыстной цели. Значит, первое более жестко в запрете, но второе более широко на практике.

29. Правильно ли слово о том, что понятие «обет» является исключением из этого правила? И есть ли в шариате другие понятия, кроме обета, которые несут постановление запретности, но, вместе с этим, их совершение приводит к обязательному действию?

Обет не является исключением из этого правила, т.к. обет не является средством к «обязательному» изначально, но является средством к «обязательности». Есть и другие явления, которые, подобно обету, сами по себе являются запретными, но ведут за собой обязательность совершения чего-либо. Из этих примеров «зыхар», Всевышний назвал его порицаемым словом и ложью, но, несмотря на это, это приводит к обязательным действиям. Шейх уль-Ислам Ибн Теймия говорит о том, что обет запрещен, а необходимость его выполнения – это не что иное, как вид наказания от Аллаха.

Правило 3 — сложность несет за собой облегчение:

30. Как используется слово «шариат» на языке обладателей знания?

В нескольких значениях. Из этого: 1) «идеология» (в словах аль-Аажурри и Ибн Батты) 2) в смысле «фикхийских вопросов» (шар’ият) 3) «общее название для всего, что годится в довод и аргументацию».

31. Можно ли сказать, что любая сложность несет за собой облегчение в шариате?

Нет. Потому что «сложность» бывает двух видов:

1) неразделимая от поклонения (как в хадисе: «рай окружен трудностями»). Это такая сложность, которая не вредит здоровью человека, его имуществу, и не становится причиной надоедания поклонения. Вместе с этим, аш-Шатыби в «Муафакат» говорит о том, что этот вид вообще не заслуживает называться «сложностью».

2) Разделимая от поклонения. Этот вид бывает нескольких подвидов: а) невыносимая сложность (шариат не приказывает этого) б) незначительная (присутствует) в) средняя.

32. Упомяни виды «послаблений», которые имеются в шариате?

8 видов: 1) полное снятие обязанности 2) уменьшение 3) замена 4) выдвигание вперед по времени 5) отодвигание назад по времени 6) послабление при вынужденности 7) выбор 8) изменение на другой вид.

33. Мы говорили о том, что разговор об этом правиле вытекает из двух положений – упомяни их?

1) Легкость этого шариата самого по себе

2) его приход с дополнительной легкостью тогда, когда легкое дело вдруг становится сложным.

34. Упомяни некоторые доводы на это правило?

Шейх уль-Ислам Ибн Теймия сказал, что доводов на это правило бесчисленное множество. Аш-Шатыби использовал в довод единогласное мнение. Сказал Всевышний: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2: 185), а также: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2: 286). А также: «Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (65: 7). А также: «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (22: 78). А также: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64: 16).

35. Упомяни некоторые примеры, указывающие на легкость этого шариата, в общем.

Ежедневные поклонения человека занимают небольшую часть его времени; закят – выплата всего лишь 1/40 части имущества человека, всего лишь раз в году, и только из пополняющегося имущества; обязательная ураза – лишь один месяц в году; обязательный хадж лишь раз в жизни; то, что Всевышний создал много условий для облегчения поклонения – как выполнение их совместно, или обещание за них большой награды; также Всевышний создал много условий для избегания греха – из этого то, что за грехи обещано тяжелое наказание, что помогает человеку удерживаться от греха.

36. Упомяни некоторые примеры, указывающие на то, как шариат приходит с облегчением при возникновении сложности.

Как то, что неспособный на полноценный намаз совершает его так, как может; омовение заменяется таяммумом; путнику и больному облегчаются многие поклонения с сохранением полноценной награды; прощение небольшой нажасы на одежде; достаточность подтирания после справления большой нужды и не обязательность подмывания; достаточность лишь побрызгать на мочу грудного мальчика; основа в том, что все разрешено к употреблению в пищу; достаточность превышающего предположения, если невозможно или сложно добиться убежденности; разрешенность запретного при вынужденности; то, что за непреднамеренное убийство выкуп выплачивает весь род человека, а не только он сам.

Правило 4 — обязанность связана со способностью, нет обязанности при неспособности, и нет запрета при вынужденности:

37. Мы говорили о том, что «способность» бывает двух видов? Что это за виды, и какой из них подразумевается в этом правиле?

1) «Способность» перед действием (и это условие того, что действие становится обязательным на человеке).

2) «Способность» во время действия. Под правилом подразумевается первый вид.

38. Упомяни некоторые доводы на это правило?

Хадис Абу Хурайры: «и если я приказал вам что-либо, то делайте из этого то, на что способны» (согласован). Сказал Аллах: «Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5: 3). А также: «Не будет грехом для слепого, не будет грехом для хромого, не будет грехом для больного» (24: 61). Также хадис Абу Са’ида аль-Худри: «Кто из вас увидит порицаемое, то пусть исправит это рукой. Если же не способен на это, то языком, а если не способен и на это, то сердцем» (Муслим).

39. Какие условия должны соблюдаться для того, что правило «при вынужденности запретное становится разрешенным» работало верным образом?

1) Чтобы вынужденность действительно присутствовала

2) чтобы вынужденность не уходила, кроме как посредством совершения запретного

3) чтобы вынужденность уходила при совершении запретного

4) чтобы запретное действие было меньше по греху и вреду, чем оставаться на вынужденности

5) чтобы вынужденность ограничивалась ее пределами – временными и количественными.

40. Каков смысл правила: «вынужденность измеряется по ее размеру»? Упомяни разногласие и правильное мнение в вопросе: «может ли человек в состоянии крайнего голода кушать мертвечину досыта»?

Т.е. нельзя совершать запретное действие большее, чем в этом есть нужда для избавления от вынужденности. Что касается вопроса, то более верное мнение в нем, что человек не может наедаться досыта, но только столько, чтобы не умереть (это мнение большинства саляфов, мнение Абу Ханифы, риваят от Ахмада, мнение аш-Шафии, Ибн Теймии). Довод: «Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха» (2: 173). Это если вынужденность не постоянная, но если вынужденность постоянная, то человек может есть досыта по единогласному мнению.

41. Упомяни некоторые примеры на это правило из тех, которые упомянул автор.

Неспособный совершать намаз стоя, совершает его сидя; неспособный держать уразу из-за старости не держит ее; неспособный совершить хадж из-за старости нанимает вместо себя кого-либо; с человека снимается любая обязанность, выполнение которой приостанавливается на наличии зрения, или здоровья, или целостности органов тела.

Правило 5 — шариат строится на двух основах — искренность перед Аллахом, следование за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

42. Разъясни смысл этого правила, в общем.

Т.е. деяние человека не принимается от него, кроме как, если в нем человек был искренен перед Аллахом, и следовал строго за шариатскими постановлениями Корана и Сунны. Если же одно из этих условий соблюдаться не будет, то дело человека не считается действительным.

43. Упомяни некоторые примеры на это правило.

Это касается практически всех дел человека, будь-то поклонения или взаимоотношения, как требование знания, джихад, призыв к религии Аллаха, условия уакфа, никаха, благотворительности, клятв. Сюда же подпадает идеология.

44. Объемлет ли это правило всякие дела и действия, или из него есть исключения?

Есть исключения: такие действия, в которых есть примесь постановлений уад’ия, как погашение долгов, или очищение от нечистот – все это действительно даже без намерения, но без намерения человек не получит награды. Также под это правило не входят те взаимоотношения, которые исключаются из правила: «запрет несет за собой недействительность» (как некоторые виды торговли, действительность которых приостанавливается на окончательном согласии потерпевшего; также завещание более трети имущества – действительно по согласию наследников и т.п.).

Правило 6 — основа в поклонениях — запрет, а в обычаях – разрешенность:

45. Упомяни некоторые доводы на это правило.

Сказал Всевышний: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (42: 21), а также: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле« (2: 29), а также: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них» (7: 32). А также: «Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено« (6: 119).

46. Что такое «настоящее нововведение» (хакыкыя) и «нововведение добавочное» (идафия)? Какая разница между этим и этим? Упомяни примеры.

«Настоящее нововведение» (хакыкыя) – это нововведение, на которое нет указания в шариате, ни в общем, ни в частности (как маулид, или поклонение Аллаху посредством плясок и песен).

«Нововведение добавочное» (идафия) – это поклонение, которому есть основа в шариате, но оно изменено с его начального вида (совершение намаза установлено, но если это делается на могилах и в мавзолеях, то это уже неузаконено).

47. Мы упомянули о том, что дело человека должно совпадать с 6 факторами, а иначе, оно будет называться «добавочным нововведением» (идафия). Что это за 6 факторов?

Причина, род, количество (или объем) (кадр), способ совершения (кайфия), время, место.

48. Может ли совершение каких-то бытовых деяний вылиться в религиозное нововведение?

Да, если человек возьмет это дело за то, чем он поклоняется Аллаху.

Правило 7 — таклиф — условие обязательности поклонений, различение — для их действительности, рушд — для распоряжения, владение — для благотворительности:

49. Разъясни смысл этого правила, в общем.

Т.е. человек может совершать 4 разных действия, и на каждое из них есть дополнительные условия. Без таклифа (разум и совершеннолетие) – человек ничего не обязан совершать; если же он все же совершит какое-либо дело до совершеннолетия, то оно будет действительным от него, если он достиг возраста различения (тамйиз); если же человек хочет распоряжаться имуществом, то он не просто должен достичь совершеннолетия, но и стать обладателем полноценного разума в вопросах финансовых действий (рушд). Если же человек хочет не просто распоряжаться имуществом, а распоряжаться им, совершая благотворительность, то для этого кроме совершеннолетия и рушда требуется еще и владение.

50. Мы говорили о том, что мукалляф с той стороны, что распространяются ли на него шариатские приказы, а так же, действительны ли его деяния, бывает нескольких видов. Что это за виды?

3 вида: 1) мукалляф – обязан, и от него это действительно

2) мумайиз (достигший возраста тамйиза) – не обязан, но если сделает, то действительно

3) не мумайиз – и не обязан, и не действительно.

51. Есть ли единый возраст, по достижении которого, ребенок считается достигшим возраста различения (тамйиз)?

Нет, но каждый ребенок рассматривается отдельно.

52. Посредством чего ребенок достигает совершеннолетия?

1) Поллюция – либо во сне, либо на яву (единогласно)

2) Появление жестких волос на лобке (из-за хадиса ‘Атыи аль-Куразы, — Абу Дауд, Тирмизи, хороший)

3) менструация (единогласно).

Что касается достижения 15-летия, то это не признак сам по себе, но обычно в этом возрасте уже должны проявиться признаки вышеуказанные.

53. Автор, в довод на то, что действия ребенка возраста различения считаются действительными, привел то, что шариат устанавливает необходимость приказывания ему намаза и разных поклонений, на которые он способен, и даже необходимость бить его за это, в целях воспитания. В чем суть этой аргументации?

В том, что если бы совершение этих поклонений не было действительно от ребенка, то ему бы это не приказывалось.

54. Что значит то, что хадж и ‘умра, совершенные ребенком возраста различения, считаются действительными?

Т.е. ему записывается за это награда, но это не означает, что с него снимается обязанность совершения обязательного хаджа раз в жизни.

55. Почему имущественные поклонения (такие, как закят, обязательное содержание, искупительные действия) являются исключением из общих правил о поклонениях так, что являются обязательными даже для ребенка и сумасшедшего?

о-первых, из общности доводов на это, а во-вторых, потому что в этих поклонениях есть примесь постановлений уад’ия.

56. Что значит «полноценность разума» (рушд) в имущественных действиях?

Это способность хранить имущество, оберегать его, и правильно им распоряжаться.

57. Почему шариат установил необходимость полноценного разума (рушд) в имущественных действиях?

Для сохранения и обережения имущества человека от его же неправильных действий.

58. Мы говорили о том, что «накладывание ареста» (хаджр) в имущественных вопросах может быть для пользы самого же того, на кого этот арест наложили, а иногда для пользы других людей. Упомяни примеры на это.

«Для пользы самого же того, на кого этот арест наложили» – ребенок, сумасшедший и глупый. «Для пользы других людей» – банкрот.

59. Какой довод на то, что имущественная благотворительность является действительной только в том случае, если совершающий ее является владельцем этого имущества?

Слова Аллаха: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста» (6: 152). А отдавание его имущества без взаимной пользы не является благом ему.

60. Мы говорили о том, что «доверенный» (амин), а также «опекун» (уали) могут быть установлены шариатом, а некоторые из видов этого могут быть установлены самим владельцем права. Упомяни примеры на это и на это.

«Установлены шариатом» – опекун ребенка и сумасшедшего.

«Установлены самим владельцем права» – уполномоченный, присматривающий за завещанием и за уакфом.

Правило 8 — постановления шариата претворяются в жизнь при наличии условий и столпов, и отсутствии запретительных факторов:

61. Разъясни смысл этого правила, в общем.

Смысл этого в том, что даже если присутствует причина для шариатского постановления, это постановление не будет претворено в жизнь, пока не будут претворены в жизнь все его условия (шурут) и запретительные факторы (мауани’). Упоминание и разъяснение этого правила неоднократно приходит в словах Ибн Теймии, а также Ибн уль-Кайима, особенно в «А’лям уль-муакки’ин», и хорошо разъяснил это правило Ибн Раджаб под 22 хадисом из 40 хадисов ан-Науауи.

62. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

1) Контексты обещания и угрозы 2) то, что в одном человеке могут собраться качества веры и неверия или лицемерия; качества добра и зла 3) виды поклонения, как намаз и другие, которые не будут действительными, кроме как при соблюдении столпов и условий 4) взаимоотношения (взаимо выгодные или благотворительные 5) вопросы наследства 6) вопросы никаха 7) вопросы такфира и табди’а 8) вопросы шариатских наказаний и возмездия.

63. С какой стороны данное правило способствует правильному пониманию шариатских контекстов об «обещании» (рая) и «угрозы» (огнем)?

С той стороны, что если за что-либо обещана награда, то необходимо понимать, что эта награда будет дана не за одно это деяние, но при соблюдении остальных внешних условий, и чтобы передаче этой награды не мешали запретительные факторы. То же самое с контекстами угрозы.

64. Как понять то, что за преднамеренное враждебное убийство в Коране установлен вход в Ад и вечное пребывание в нем? Ответь, опираясь на это правило.

Т.е. преднамеренное, враждебное убийство – причина вечного пребывания в Огне, но претворению этого постановления в жизнь мешает запретительный фактор (мани’) – единобожие человека.

Правило 9 — любое постановление шариата, которое не определено конкретными границами, возвращается к обычаям людей:

65. Дай определение «обычаю» (‘урф) в арабском языке и терминологии ученых.

«‘Урф» в арабском языке – следование чего-либо один за другим в последовательности; спокойствие и неподвижность. В терминологии – 1) это то, на чем утвердились души людей, и приняла это их природа 2) это то, к чему привыкло большинство людей в своей жизни.

66. Мы говорили о том, что «обычай» бывает разных видов по разным аспектам. Упомяни все это.

1) По аспекту обширности бывает: а) общим (‘ам) – т.е. касается всей страны или всех людей б) частный (хас) – касается только какого-то населенного пункта, или какой-либо группы людей (врачей, преподавателей, больных и т.п.).

2) по аспекту того, чем претворяется в жизнь обычай: а) действиями (перед тобой останавливается машина такси) б) словами (использование определенных слов для определенных значений)

3) по аспекту действительности: а) действительный (соответствует шариату) б) недействительный (не соответствует шариату).

67. Автор упомянул важный момент, только при соблюдении которого, шариатские постановления возвращаются к обычаям людей определенной местности. Что это за момент?

Только в том случае, если границы явления не обозначены в шариате.

68. Почему при исполнении некоторых шариатских приказов мы возвращаемся к обычаям людей, не лучше ли оставить это в неопределенных границах, как это внешне оставлено шариатом?

Потому что, если мы этого не сделаем, то это будет означать, что шариат приказал нам нечто неясное и неизвестное, а это приказ невозможного, а шариат не приказывает невозможное к исполнению.

69. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

Приказ благочестия к родителям, близким, сиротам, бедным, путникам, и вообще ко всем людям. Приказ жить с женами по-хорошему, в соответствии с обычаями. Узаконенность взаимоотношения только при наличии взаимного довольства, а познается оно также, исходя из обычаев людей. Необходимость забрать товар – забирание каждого предмета – свое и оценивается по обычаям людей. Также, если тебе отдали вещь на доверенное хранение, ты должен хранить его в «соответствующем» месте; также и вору отрубают руку, если он украл вещь из хранимого помещения. Что такое «соответствующее место» и «хранимое помещение» – тоже определяется обычаями. Также, если доверенный на хранение вещи преступит относительно нее границы или допустит попустительство, – то он несет ответственность. А что такое «преступание границ» и «попустительство» — тоже определяется обычаями. Нашедший находку должен объявлять о ней год – как объявлять — определяется обычаями. Также необходимость содержания жен, детей, животных и рабов – объем и вид этого содержания возвращается к обычаям. Что такое «обман», «тадлис» и «преукрашивание» в торговле – возвращается к обычаям. «Среднерыночная цена товара», «средний махр» – также. В вопросах уакфа и болезненных кровотечений – возвращаемся к соответствующим частным обычаям.

Правило 10 — во всех претензиях и заявлениях — заявитель обязан представить доказательство, а ответчику достаточно поклясться:

70. Мы говорили о том, что претензии и заявления людей в основном связаны с четырьмя вещами. Что это за вещи?

Кровь, предметы (а’йян), полезные свойства (манафи’), права (хукук).

71. Что имеется в виду под «доказательством» (бейина) в этом правиле? Дай определение понятию «клятва».

«Доказательство» (бейина) – это все, что выявляет Истину. «Клятва» – это усиление постановления, посредством упоминания возвеличенного, которое делается определенной словесной формой.

72. Мы упомянули четыре (4) вида клятв – что это за виды?

1) Клятва внешнего отречения (аль-бара аз-захира) – требуется от ответчика на отрицание заявления заявителя

2) клятва возвращения (ямину р-радд) – требуется от заявителя, если ответчик отказался клясться

3) клятва усиления (истизхар) – требуется от заявителя дополнительно к доказательству

4) клятва присоединения (индымам) – требуется от того, у кого есть лишь один свидетель так, что если он поклянется, то забирает право, о котором он заявляет (свидетель+клятва).

73. Как нам различить между тем, кто является заявителем, а кто ответчиком?

Этому есть несколько способов: 1) заявитель – это тот, слово которого противоречит основе и внешнему проявлению дел, а ответчик, наоборот

2) заявитель – это тот, который если замолчит, дело будет завершено, и все останется на своих местах.

74. Какова разница между «претензией» (заявлением) (да’уа), самопризнанием (икрар) и свидетельством (шахада)?

«Претензия» (заявление) (да’уа) – это когда человек приписывает себе право во вред кого-либо.

Самопризнание (икрар) – это когда человек приписывает себе обязанность в пользу кого-либо.

Свидетельство (шахада) – это когда человек приписывает право одному во вред другому.

75. Упомяни доводы на это правило.

На узаконенность этого правила – единогласное мнение. Также хадис Ибн ‘Аббаса у аль-Бейхакый (сахих ли гайрихи): «Доказательство должен принести заявитель, а ответчику достаточно поклясться» (основа хадиса у Бухари и Муслима).

76. Что значит «решающее слово» в Словах Аллаха: «И Мы даровали ему мудрость и решающее слово»?

Относительно этого разногласие у муфассиров: 1) то, что под этим подразумевается смысл хадиса Ибн ‘Аббаса (в прошлом вопросе). Это мнение передано от Шурейха, аш-Ша’би, Катады, Абу ‘Абдуррахмана ас-Сулями и других. 2) имеется в виду достижение Истины 3) понимание Истины 4) фраза «а затем» (амма ба’ду). Правильное же мнение в том, что этот аят включает в себя все эти мнения – это то, что выбрал Ибн Джарир и Ибн Касир.

77. Автор упомянул о том, что суровость условий, предъявляемых к свидетельству, зависит от того, относительно чего свидетельство произносится. Упомяни некоторые степени свидетельств в этом ракурсе.

По прелюбодеянию – 4 свидетеля; по воровству – 2 свидетеля; установления имущества – 2 мужчины свидетеля, или же 1 мужчина и 2 женщины; для всего остального достаточно одного свидетеля и клятвы.

78. Как поступать в такой ситуации, когда от человека требуется сложная клятва – отвечать на это, или отказаться?

Это необязательно, но если судья посчитает это необходимым, то он может принудить к этому.

79. Требуется ли клятва от всякого ответчика, даже если он будет грешником или неверным? Упомяни некоторые доводы.

Да. Сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он оставит завещание, то это свидетельствуют двое справедливых мужей из вас или двое других не из вас, если смерть постигнет вас, когда вы странствуете по земле. Задержите их обоих после намаза, и если вы усомнитесь, то они должны поклясться Аллахом: «Мы не покупаем за них мирскую выгоду, даже если он является нашим близким родственником, и не скрываем свидетельства Аллаха. В противном же случае мы принадлежим к числу грешников» (5: 106). Это касательно неверных. А относительно грешников хадис о мужчине из Хадрамаута и мужчине из Кинды (у Муслима, – есть в листочке для заучивания).

80. Является ли клятва обязательной от ответчика в любом заявлении и претензии относительно прав людей? А как дело обстоит, если вопрос касается прав Аллаха?

Относительно прав людей клятва узаконена в любом случае (т.е. если отсутствие клятвы приводит к потере права). Что же касается прав Аллаха, то клятва не является необходимой, кроме как, если человек обвинен в невыполнении (например, в невыплате закята, или невыполнении искупительных действий).

81. Является ли обязательной клятва даже относительно того заявления, ложность которого понятна органами чувств и обычаями природы?

Нет (см. правило 26).

82. Что считается доказательством в имущественных вопросах?

Либо 2 религиозных свидетеля (без разногласий); либо один мужчина и две женщины (также единогласно); либо свидетель и клятва заявителя (в этом разногласие, и это мнение большинства ученых, противоречили в этом ханафиты и некоторые другие ученые. Но верным является мнение большинства, из-за хадиса Абу Хурайры у Муслима: «пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вынес решение, опираясь на свидетеля и клятву»); заявление заявителя – отказ ответчика поклясться – клятва заявителя (отсутствие разногласия в этом передал аль-Куртуби и др.); также некоторые из ученых говорят о принятии свидетельства от 4 женщин, или 2 женщин вместе с клятвой заявителя.

83. Что значат слова автора: «описание заменяет собой свидетельство относительно такого имущества, которое в руках того, кто не заявляет о своем праве и владении на него»?

Как, например, находка. Чтобы человек мог забрать свою вещь ему не нужно клятв или доказательств или свидетелей, но достаточно описать данный предмет. Все это потому, что держащий вещь в руках, не заявляет, что он хозяин этого предмета.

Правило 11 — убежденность не отменяется из-за сомнения, и основа в вещах, что они остаются на своем месте, пока не будет доказано обратное:

84. Разъясни смысл этого правила, в общем.

Т.е. основа в том, что каждая вещь находится на том положении и в том постановлении, которое установлено ему ранее, а изменение этого и утверждение о переходе в другое состояние и положение требует довода.

85. Упомяни доводы на это правило.

Сказал Аллах: «Большинство их следует своим предположениям, но ведь предположения никак не могут заменить Истину» (10: 36). А также хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда (согласован): «пусть не выходит из намаза, пока не услышит звук или не почувствует запах».

86. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

Некоторые из вопросов прошлого правила. Также, если человек взял омовение, то считается на нем, пока не убедится в его аннулировании (и, наоборот). Чистота земли, одежды, посуды. Также то, что в намазе, тауафе, мытье, кормлении грудью и т.п. человек должен основываться на минимальное количество. Также если сомневается в том, произнес ли развод, то основа, что он его не произнес. Также, если человек выстрелил в дичь, затем нашел ее и сомневается, погибла ли она от его выстрела, или нет, то основа, что кроме него больше никто не стрелял, а значит, эта дичь – его.

Правило 12 — любые сделки взаимной выгоды, а также сделки благотворительности, обусловливаются взаимным довольством:

87. Упомяни определение «договора» (‘акд), а также «взаимно выгодной сделки» (му’ауада), и благотворительности (табарру’). Приведи примеры.

«Договор» (‘акд) – в арабском языке – укрепление и усиление. В терминологии – это все то, чем обязует себя человек, без разницы, касается ли это того, что между ним и Аллахом, или того, что между ним и людьми (как договор никаха).

«Взаимно выгодная сделка» (му’ауада) – любая сделка, в которой происходит обмен имущества на имущество» (как купля-продажа).

Благотворительность (табарру’) – трата имущества без взаимной выгоды с целью благочестия (как садака, или уакф, или безвозмездный подарок).

88. Упомяни доводы на это правило.

Сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (4: 29). А также: «Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (4: 4). А также хадис Джабира (Муслим): «Поистине, ваша кровь и имущество запретны для вас, также, как запретен этот ваш день, в этот ваш месяц, в этом вашем городе».

89. Мы говорили о том, что разрыв договора (фасх) может быть добровольным, а может быть принудительным. Приведи пример.

Добровольный фасх – икаля; принудительный фасх – возврат товара по дефекту.

90. Может ли договор быть действительным внешне и недействительным внутренне?

Да, как если человека принудили к договору, или он подписал его от сильной стыдливости или неудобного положения.

91. Что значат слова автора: «И исключением из этой общей основы является тот, кто был принужден к договору или его разрыву по праву». Когда принуждение бывает по праву? Приведи примеры на принуждение по праву.

Принуждение по праву – это любое принуждение человека, который отказывается совершить то, что совершить обязан. Пример: когда банкрота принуждают к распродаже имущества для того, чтобы погасить долги; человека заставляют тратить на жену и детей. Также, партнер заставляется к взаимопомощи, или к продаже общего товара, если его невозможно разделить без вреда; или как человека заставляют развести жену через 4 месяца, если он отказался совершать с ней половой акт (аль-ииля); или как тот, кто обязан освободить раба в качестве искупительных действий – заставляется к этому; также те, кто отказывается выполнять некоторые внешние проявления Ислама (азан), или отказывается выплачивать закят.

92. Как мы можем познать и различить довольство, вместе с тем, что это скрытое явление?

В этом вопросе много разногласий, и более верным является то, к чему пришел шейх уль-Ислам Ибн Теймия в «Кауа’ид ун-Нурания», и последовал за ним в этом Ибн уль-Кайим, — что все, что в обычаях людей указывает на довольство человека, считается за довольство.

Правило 13 — ответственность за порчу имущества на одинаковых основаниях несут невежда, забывший и совершивший преднамеренно:

93. Что такое «невежество», «ошибка» и «забывчивость»? Какая разница между этими понятиями?

Невежество бывает двух видов – невежество относительно постановления, и относительно положения. Ошибка – противоположно преднамеренности. Забывчивость – забвение от известной вещи.

94. Когда предмет считается испорченным?

Если предмет больше не годится для нормального, среднего использования.

95. Единогласны ли ученые относительно этого правила, или у них есть в нем разногласие?

Единогласны, в общем. Единогласие передал аш-Шафии, Ибн уль-Мунзир, Ибн ‘Абдильбарр, аль-Карафи, Ибн Батталь и другие.

96. Как ошибающийся и забывший могут нести ответственность, если это прощено в нашем шариате?

Им прощен грех, но не необходимость возмещения убытков.

97. Можно ли сказать, что за любую порчу имущества накладывается ответственность, даже если это из прав Аллаха?

 Нет. За порчу в правах людей – накладывается ответственность, а относительно прав Аллаха – иногда накладывается, а иногда нет.

Правило 14 — доверенное лицо не возмещает ущерба за порчу, кроме как при легкомыслии и вине, а несправедливый возмещает в любом случае:

98. Единогласны ли ученые относительно этого правила, или у них есть в нем разногласие?

Относительно него единогласны последователи 4 мазхабов, а также они единогласны на частом упоминании этого правила, и приведении его в качестве причины постановлений.

99. Упомяни доводы на это правило.

Слова Аллаха: «Нет пути против тех, кто оказывает благочестие» (9: 91). А также: «Путь есть лишь против тех, кто причиняет несправедливость людям» (42: 42).

100. Дай определение понятию «доверенный» (амин) и понятию «несправедливый» (залим). Приведи примеры на это и на это.

«Доверенный» (амин) – это тот, до кого имущество дошло с разрешения (как тот, кому оставили вещь на хранение (уади’), или уполномоченный (уакиль), залогодержатель (муртахин), наемный рабочий (ажир), партнер (шариик), подобравший находку (мультакыт), присматривающий за уакфом или завещанием (назыр уль-уакф, аль-уасый), опекун сироты, сумасшедшего или глупца (уали), взявший вещь на временное пользование (муста’ир).

«Несправедливый» – наоборот (без разрешения) (как вор, или отобравший вещь незаконно (гасыб), или тот, кто стал отрицать право (джахид), или подобравший находку, и умолчавший о ней).

101. Почему, если гибель имущества произошла в руках «доверенного лица», он не несет за это ответственности, кроме как если допустил вину или попустительство?

Потому что он встает на место владельца предмета.

102. Какая разница между «виной» (переход границ) и «попустительством»?

«Вина» – это совершение неразрешенного действия или использования. «Попустительство» – невыполнение обязательных действий хранения.

103. Исключается ли из этого правила тот, кто взял предмет на безвозмездное временное пользование, или он также не несет ответственности за порчу и гибель предмета, как и другие доверенные? Упомяни разногласие в этом вопросе.

Не исключается (это мнение ханафитов). Противоречат в этом вопросе ханбалиты, шафииты и одно из мнений Малика.

104. Сказал автор книги: «Поэтому, причин возложения ответственности – три». Упомяни эти три причины.

1) Несправедливая рука (как в примерах на вопрос 100)

2) тот, кто непосредственно погубил имущество

3) кто организовал причины гибели имущества, если он сделал это, преступив границы.

Правило 15 — вред окружающим запрещен в любом случае, есть ли от этого вреда польза вредящему, или нет:

105. Что значат слова хадиса: «Ля дарара уа ля дырар»?

В этом вопросе 2 мнения: 1) нет разницы между «дарар» и «дырар», но второе пришло для усиления первого

2) есть разница. Затем приверженцы второго мнения разногласили — в чем разница: а) «дарар» – причинение вреда другим, вместе с тем, что от этого есть польза тебе, а «дырар» — причинение вреда другим, вместе с тем, что от этого тебе пользы нет (Ибн ‘Абдильбарр, Ибн ус-Салях) б) «дарар» – нанесение вреда тому, кто тебе вреда не наносил, а «дырар» – излишнее нанесение вреда тому, кто нанес тебе вред (ан-Науауи, ат-Туфи, Ибн уль-Муляккын) в) «дарар» – вредить самому себе, «дырар» – вредить другим.

106. Можно ли сказать, что следующая фраза является абсолютно верной: «Человеку запрещено осуществлять на своем участке то, что приносит вред соседу»?

Нет, но человек может наносить вред соседу, если он делает что-либо полезное для себя так, что это не выходит за обычаи людей.

107. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

Это касается нанесения любого вреда без права. В еще более серьезной степени это запрещено по отношению к тому, с кем человек должен поддерживать связи, как родственник, сосед и друг. Запрещено устанавливать в общественных местах камни или иные препятствия, также выкапывать ямы. Также наносить вред жене для того, чтобы она откупилась от тебя. Также наследодатель не должен наносить вред наследникам.

Правило 16 — справедливость обязательна во всем, а то, что выше этого – желательно:

108. Является ли это правило широко известным в книгах о правилах фикха?

Нет, но оно встречается очень редко.

109. Что значат понятия «справедливость» (‘адль) и «то, что выше этого» (фадль) в этом правиле?

«Справедливость» – это давать людям в полной мере так же, как ты требуешь для себя.

«Фадль» – это изначальное (не ответное) благочестие, или добавка к обязательному.

110. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

Ответить врагу тем же – справедливость, а простить его – фадль (то же самое в наказании возмездия). Требовать твое право от того, кто может его возместить, или отложить его требование, если человек в тяжелом финансовом положении – справедливость, а простить право – фадль. Отдать долг в полной мере – справедливость, а отдать больше нужного – фадль.

111. Автор вывел из этого правила то, что люди бывают трех уровней: справедливый, опережающий других и несправедливый. Что это означает?

Справедливый – тот, который поступает по справедливости в прошлом вопросе; опережающий других – который поступает по фадлю; несправедливый – тот, кто переходит границы справедливости.

Правило 17 — тот, кто поторопится с чем-либо до его времени, будет наказан отсутствием желаемого результата:

112. Единогласны ли ученые относительно этого правила, или у них есть в нем разногласие?

Это правило выведенное, на него нет указания в контекстах как на общее правило, а лишь на некоторые его примеры. Использование этого правила приходит у ханбалитов; не использование, а лишь редкое упоминание – у шафиитов.

113. Какое мнение является верным в вопросе ошибочного убийства наследодателя – наследует ли убийца от своего наследодателя в этом случае?

Наследует из наследства, и не наследует из выкупа (это мнение маликитов).

114. Наследует ли убийца, который убил своего наследодателя в споре, не имея намерения ускорить получение наследства.

Да. И довод на это – правило: «прикрытие путей к запретному».

115. Какое мнение является верным в вопросе убийства получателем завещания своего завещателя, а также рабом своего хозяина, который обещал ему освобождение после смерти (т.е. после смерти хозяина) – получают ли они имущество по завещанию, и претворяется ли в жизнь освобождение раба? Приведи довод.

Не получает завещания и не добивается освобождения из рабства. Довод – правило «прикрытие путей к запретному», а также правило: «запрет злостной хитрости». Некоторые же ученые проводят в этом вопросе аналогию на убийство наследодателя.

116. Какое мнение является верным в вопросе о том, когда человек, находясь в предсмертной болезни, развел свою жену, с намерением лишить ее наследства? Наследует ли она от него?

Развод действителен, и она не наследует.

117. Как мы говорим о том, что тот, кто совершал что-то из следования своим желаниям и страстям, лишится возможности приближаться к этому в раю, вместе с тем, что в раю будет все, что пожелает душа человека?

Некоторые из ученых говорят, что он будет лишен лишь время от времени, а некоторые говорят, что его душа не будет желать этого.

Правило 18 — возмещение ущерба за то, у чего есть подобие, производится подобием, а иначе ценой:

118. Какова разница между понятиями «ценность предмета» (кыйма) и его «цена» (саман)?

«Ценность предмета» (кыйма) – это истинная ценность предмета, а его «цена» (саман) – это цена, к которой пришли стороны в процессе торгования.

119. Почему, если человек погубил то, у чего есть подобие, он должен вернуть именно подобием, а не ценой?

Потому что у подобия есть такие полезные свойства, которых нет у цены, и возможно человек уже не сможет купить за эти деньги именно то подобие, которое бы хотел. Вместе с тем, что подобие уже содержит в себе цену.

120. Что значит «то, у чего есть подобие» (мислий) и «то, что можно оценить» (мутакаууам)?

«То, у чего есть подобие» (мислий) – это все то, у чего есть абсолютное подобие, или подобие с незначительной разницей так, что эта разница не вредит использованию (это мнение Ибн Теймии, Ибн уль-Кайима и целой группы других ученых). «То, что можно оценить» (мутакаууам) – то, у чего нет подобия, либо его подобие очень редко, либо до него трудно добраться.

121. Упомяни некоторые доводы на это правило.

Хадис Абу Рафи’а у Муслима о том, что «пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взял в долг верблюда, и хотел вернуть такого же, но не нашел такого же и отдал лучшего». И хадис Анаса о том, что когда одна из жен пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сломала посуду другой жены, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возместил ей такой же тарелкой, взяв ее у сломавшей (аль-Бухари). Также Слова Аллаха: «О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме. Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил» (5: 95).

122. Упомяни некоторые примеры на это правило.

Тот, кто должен возместить ущерб или долг.

Правило 19 — если невозможно определить назначенную цену, то ценой становится цена среднерыночная:

123. Какая разница между этим правилом и прошлым?

Прошлое правило касалось погубленных предметов, а данное касается таких предметов, цена которых неизвестна (забыта, например).

124. Какая разница между «названной, обозначенной ценой» (мусамма) и «ценностью» предмета (кыйма)?

«Названная, обозначенная цена» (мусамма) – это та цена, на которой договорились стороны в процессе сделки, а «ценность» предмета (кыйма) – это истинная ценность предмета (среднерыночная цена).

125. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

Такое бывает в торговле, аренде и в махре.

126. Почему при невозможности определить обговоренную цену мы возвращаемся к «ценности» предмета, а не к чему-либо иному?

Потому что чаще всего товары продаются и здания сдаются в аренду и т.п. как раз по среднерыночной цене. В любом случае оба участника сделки должны быть довольны этой ценой.

Правило 20 — если невозможно установить обладателя права или вещи, он считается несуществующим:

127. Разъясни смысл этого правила, в общем.

Т.е. если кто-либо имеет в руках чужое имущество, хочет вернуть его хозяину, но не знает этого хозяина, или знает, но не может его найти, то этот хозяин считается отсутствующим и эту вещь нужно отдать тому человеку, который имеет большее право на него со стороны владельца предмета, или отдать на такие пути, которые будут наиболее выгодны для хозяина предмета по награде. Это правило упоминали и разъясняли наилучшим разъяснением в своих книгах – Ибн Теймия, Ибн уль-Кайим и Ибн Раджаб.

128. Это правило несет в себе важное ограничение – упомяни его.

Оно работает только в том случае, если владельца предмет действительно нет, или его невозможно найти.

129. Мы говорили о том, что достижение имущества человеком не может выйти за два пути – как это понять?

1) Запретным путем (либо несправедливо забрано (воровство, присвоение, отбор, отрицание права и т.п.; либо в результате недействительной сделки).

2) Разрешенным путем (залоговый предмет, находка через год ее объявления и т.п.).

130. Работает ли это правило, если речь идет о таком имуществе, которое оказалось в руках человека запретным путем?

Да (и это мнение имамов 4 мазхабов, кроме аш-Шафии). Некоторые же ученые считают, что его ответственность не освобождается этим, но он должен отдать этот предмет именно его хозяину, если же это невозможно, то может делать только покаяние и побольше добрых деяний (мнение Фудейля ибн ‘Ияда, аш-Шафии и целой группы других ученых).

131. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

Находка (через год о ее объявлении, если не нашелся хозяин, то ее забирает в свое владение нашедший ее, т.к. он наиболее имеющий право на нее). Вещи, оставленные на доверенное хранение, или отобранные незаконно. Вещи сворованные или награбленные. Также тот, кто не оставил после себя ни наследников, ни отдаленных родственников, то его имущество переходит в казну мусульман. Также если неизвестен или отсутствует опекун женщины, замуж ее выдает судья.

Правило 21 — превышающая неизвестность, а также азарт — запрещены, как в сделках, так и в соревнованиях:

132. Дай определение понятию «риск, неизвестность» (гарар) и «азарт» (мейсир).

«Риск, неизвестность» (гарар) – это все то, результат чего неизвестен. Обычно бывает в договорах. «Азарт» (мейсир) – в общем смысле – это все, что приводит к взаимной ненависти и отвлекает от поминания Аллаха. В узком смысле – это деятельность, результатом которой становится либо выигрыш, либо проигрыш.

133. Как поступать, если неизвестность (гарар) незначительна? Приведи примеры.

Ибн ‘Абдильбарр передал единогласие на то, что незначительная неизвестность прощается (как продажа дома так, что нет точной информации относительно его фундамента; или сбор арендной платы за вход в общественную баню – каждый использует воду и время по-разному).

134. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

Что касается гарара, то продажа несуществующих или пропавших предметов (сбежавший раб, плоды, не вступившие в раннюю стадию созревания); продажа плода во чреве; продажа того, количество чего неизвестно (продаю тебе столько рыбы, сколько в моих сетях, — по такой-то цене); неизвестность в партнерстве (тебе прибыль от этого товара, а мне от этого; тебе от этой торговой поездки, а мне от следующей; тебе урожай с этой части участка, мне с этой); давать в долг на неизвестный срок (отдам, когда пойдет дождь). Что касается «мейсира», то это соревнования, в которых обе стороны вкладывают деньги так, что их заберет победитель.

135. Как может проявиться азарт (мейсир) в соревнованиях?

Когда деньги вкладываются обеими сторонами соревнования.

Правило 22 — перемирие действительно между мусульманами, если оно не запрещает разрешенное и не разрешает запретное:

136. Дай определение понятию «перемирие» (сульх).

«Сульх» – в языке – ровность положения. В терминологии – договор, посредством которого мы приходим к нормализации отношений между несколькими спорящими сторонами. Или по-другому: договор, который удаляет разногласие по обоюдному согласию.

137. Что значит «перемирие действительно» (джаиз), и означает ли фраза «между мусульманами» то, что перемирие между мусульманами и многобожниками недействительно?

«Джаиз» – т.е. действительно, несет за собой последствия. Не означает.

138. Упомяни виды перемирия (сульх).

Приведем 5 видов: 1) между мусульманами и воюющими неверующими 2) между двумя группами мусульман – одна правая, другая неправая 3) между двумя супругами 4) между спорящими сторонами, которые спорят о ранениях и правах 5) между спорящими по поводу имущества.

139. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

«Сульх икрар» – когда одна из сторон подтверждает против себя право, но просит послабления. При этом, если вторая сторона простит, то она рассматривается как благотворитель. Если же даст возможность отдать чем-то другим (бараны вместо денег), то для него это как продажа. Также сульх при возврате товара по обману или дефекту (дефект на 300 – ладно, прими 200). Также другие права, как право преимущественной покупки или право разрыва договора (хыяр уш-шарт). Также, если родственник убитого требует возмездия и не согласен на дию (выкуп), родственники убийцы могут предложить больше, чем дия. Также, если не знают объем долга, — договариваются на определенную сумму. Также сульх между супругами (не разводи меня, но пусть вторая жена возьмет себе мою очередь).

140. Приведи пример на запретное перемирие.

Как если приверженцы Сунны договариваются с кем-либо из нововведенцев так, что это приводит к послаблению Сунны. Также, если один должен другому денег, знает сумму долга, но заявляет, что не помнит, т.к. боится, что если назовет эту сумму, то первый откажется от прощения долга.

Правило 23 — мусульмане обязаны соблюдать условия, кроме тех условий, которые запрещают разрешенное и разрешают запретное:

141. Автор книги упомянул множество примеров на разрешенные условия во взаимоотношениях, — приведи некоторые из них.

Разрешенные условия – продаю, но с условием, что попользуюсь товаром еще месяц; покупаю, но с условием отсрочки платежа; продаю с отсрочкой, но с условием залога; продаю раба, но чтобы он умел писать; также условия, которые ставят оставляющие что-либо в качестве уакфа.

142. Приведи примеры на некоторые узаконенные и запретные условия в договоре бракосочетания (никах).

Узаконенные условия в никахе – ты не должен увозить меня из этой страны; ты не должен жениться на второй, или брать рабынь и т.п. Неузаконенные – временный брак; отсутствие махра; удаление очереди от второй жены; я не буду тебя содержать.

Правило 24 — тот, кто опередил других к тому, что не принадлежит никому, тот имеет на это первоочередное право:

143. Что подразумевается под понятием «не принадлежит никому» (мубахат) в этом правиле?

Т.е. вещи общие, у которых нет конкретного законного владельца. Что касается незаконного владельца, как воюющий неверующий или земли старых владений (как земли Самуда и т.п.), то речь не о них.

144. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них с их ограничениями.

Приобретение земли путем ее возделывания и оживления (но просто ее огораживание без оживления дает лишь право на преимущественное оживление, затем, если оживление не будет происходить, тогда это право забирается у человека). Также, общие воды – преимущественное право имеет тот, кто живет ближе к этой воде, затем по порядку. Также общая дичь в лесах, рыба в море, дрова, сено – кто опередит других к этому и переймет в свое владение, тот становится владельцем (а лишь опережающего видения не достаточно). Также место в первых рядах мечети, место на рынке, очередь на дома уакфа. Кроме как, если у места на рынке или уакфа есть отдельные ответственные.

Правило 25 — если неизвестен обладатель права, и невозможно деление, то вступает в силу жребий:

145. Является ли бросание жребия узаконенным в шариате?

Да. Установлено Кораном и Сунной. Сказал Аллах: «Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим» (37: 141). А также: «Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям (Марию). Ты не был с ними, когда они препирались» (3: 44). А также хадис ‘Имрана ибн Хусейна у Муслима (есть в листочке для заучивания). Сказал Ибн уль-Мунзир: «и это подобно единогласному мнению», аль-Карафи передал единогласие табиинов. Разногласие зафиксировано от некоторых ханафитов.

146. От кого из пророков (мир им и благословения Аллаха) установлено то, что они действовали по жребию?

Мухаммад, Юнус, Закария (мир им всем и благословения Аллаха).

147. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

Как если двое спорят о месте в ряду намаза, или о том, кто будет имамом, или муаззином и нет у одного преимущества над другим. Или если кто-либо передал общей группе людей что-либо из имущества и не обозначил кому это конкретно. Также если на джаназе больше, чем один покойный, кого поставить ближе к имаму? По жребию. Или то же самое, только уже о том, кто будет положен ближе к кыйбле в общей могиле. Также, если два человека заявляют о праве на предмет. Если два человека опередили других к чему-либо из того, у чего нет владельца. Если человек развел одну из жен, затем скончался, и они не знают, кого конкретно он развел. Также, если у женщины более чем один опекун (два брата). Лучше всех эти вопросы собрал в одном месте – Ибн Раджаб.

148. Как производится кидание жребия?

Это возвращается к обычаям людей.

149. Упомяни некоторые примеры на запрет кидания жребия в некоторых случаях.

Если человек сомневается – выезжать ли ему в путь или остаться. Кидание жребия, в этом случае, будет гаданием по стрелам. Также, если два человека знают, что оба имеют право на это имущество, но кидают жребий, чтобы кто-то забрал его себе полностью – это азарт (мейсир).

Правило 26 — слово доверенных лиц принимается в том, что им доверено из распоряжений, кроме как, если оно противоречит чувствам и обычаям:

150. Разъясни смысл этого правила, в общем, и приведи на него некоторые примеры.

Т.е. если человек имеет в своих руках имущество или предмет или право, на основании доверия, то его слово принимается, если он заявляет что сделал с этим такое-то действие, а также его слово о том, что этот предмет погиб и т.п. И исключение из этого – если его заявление явно противоречит действительности, или его ложь явно познается органами чувств.

Правило 27 — оставивший в поклонении обязательное по невежеству или забывчивости, совершает поклонение заново, в отличие от совершения запретного:

151. Упомяни некоторые доводы на это правило.

Хадис Анаса (согласован): «Кто забудет о намазе, то пусть совершит его, когда вспомнит о нем, нет этому искупления, кроме этого». А также хадис Абу Хурайры (согласован): «Кто забылся, будучи держащим уразу, и поел или попил, то пусть доведет свою уразу до конца, ведь его напоил и накормил только Аллах».

152. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

Кто совершил намаз без омовения, или упустил что-то из его столпов, то нужно совершить намаз заново. Если же кто-то совершил намаз в одежде, на которой нечистота, то намаз заново совершать не нужно. Если человек не взял намерение на уразу, то она недействительна, но если взял, а затем поел или попил по забывчивости, то действительна.

153. Действует ли это правило во всех ситуациях, или из этого есть исключения?

Более верно, что оно действует во всех ситуациях, и это мнение шейх уль-Ислама Ибн Теймии, в противоречие имаму Ахмаду.

Правило 28 — замена берет все постановления заменяемого, но к замене прибегают только при невозможности совершения основы:

154. Единогласны ли ученые относительно этого правила, или у них есть в нем разногласие? Включает ли оно в себя как поклонения, так и взаимоотношения?

Единогласны, в общем. Включает.

155. Упомяни некоторые ситуации соотношения замены и того, что она собой заменяет.

Три ситуации: 1) когда заменяющий встает на место заменяемого со всех сторон (как искупительные действия, в которых дан выбор) 2) когда он не заменяет заменяемого со всех сторон, а лишь частично 3) то, в чем есть разногласие (как таяммум вместо омовения или гусля. Заменяется ли гусль таяммумом в вопросе покойного, если его тело невозможно омыть).

156. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

Таяммум вместо воды. Замена одного жертвенного животного другим. Замена одного уакфа другим – действующим.

Правило 29 — слова шариатских контекстов, а также участников договоров рассматриваются в свете их ограничений, исключений и условий:

157. Единогласны ли ученые относительно этого правила, или у них есть в нем разногласие? Кто из ученых разъяснил и разграничил это правило лучше остальных?

Единогласны. Лучше других это правило разъяснил шейх уль-Ислам Ибн Теймия («Мажму’ уль-Фатауа» 31/100-).

158. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, — приведи некоторые из них.

Это касается как шариатских контекстов, так и слов людей (условия, ограничения и исключения в договорах уакфа, таляка, никаха, клятвах, освобождении рабов, завещаниях и т.п.).

Правило 30 — партнер принуждается к взаимодействию при необходимости, даже без его воли, а если неизвестны доходы, они считаются равными в правах:

159. В каких положениях могут находиться партнеры по аспекты равенства их имущества, или, наоборот, неравенства?

1) Либо они равны в долях 2) не равны 3) неизвестно – тогда считаются равными.

160. Что значат слова автора: «нет (в этом) разницы между имуществом свободным и вакуфным»?

Т.е. какими бы ни были партнерские отношения – относительно личного их имущества, или имущества, которым они лишь пользуются, но не владеют, — в любом случае, это правило действует.

161. Автор книги упомянул множество примеров на первую часть правила, — приведи некоторые из них.

Если общее имущество требует ремонта (дом, колодец, река, участок земли), или содержания (животные или рабы). Также их доли сохраняются относительно прибыли или убытка, будь эта прибыль отделимой или неотделимой. Также права кредиторов – если у должника (банкрота) не хватает денег на покрытие всех долгов. Также ситуация ‘ауля и радда в наследстве.

162. Автор книги упомянул множество примеров на вторую часть правила, — приведи некоторые из них.

Как в партнерствах и сообществах. Также в праве перенятия чего-либо в качестве уакфа или завещания (т.е. если оно оставлено нескольким, но доли конкретно не обозначены, то они считаются равными в долях и правах).

ПРАВИЛА №№ 31-60